Каждый депутат – ВАКузнец своего счастья

Наталия МЕТЛИНА о том, как чиновники воруют чужие диссертации и получают «липовые» ученые степени

66

Зачем депутаты списывают диссертации? Зачем им вообще все эти ученые степени, научные звания (не путать), которые к их работе, по сути, не имеют никакого отношения? И почему ВАКовское сообщество поощряет проходимцев? Все эти вопросы на фоне переустройства РАН звучат особенно актуально. Но мне кажется, что череда скандалов вокруг школ, вузов, науки, диссертаций – это все звенья одной цепи. Они все деградируют синхронно и стремительно.

В нашем доме постоянно обсуждаются вопросы образования. Пять поколений в моей семье закончили МГУ им. Ломоносова: мой прадед – медицинский факультет тогда еще Московского Императорского университета, учился на одном курсе с А.П.Чеховым, мой дед – юрфак и был первым мировым судьей, юрисконсультом у наркома просвещения А.В.Луначарского, отец – филфак, профессор, доктор филологических наук, моя сестра – филфак, там же защищала кандидатскую, и в прошлом году мой старший сын закончил факультет мировой политики. И только после окончания учебы один из его друзей рассказал мне, как по университету ходил «проверенный» мальчик, который во время сессии собирал конверты. На конверте была написана фамилия студента, факультет, курс, группа, предмет, который он «хотел бы сдать» и фамилия преподавателя. За экзамен – 500 евро, за зачет – 300. Эти конверты передавались одному из университетских чиновников, а он, как почтальон, уже разносил их по адресатам. Я помню, как у меня медленно поднималось давление, пока я слушала этот рассказ. Более того, эта система появилась и расцвела бурными красками совсем недавно. Но я думаю, что она функционирует повсеместно.

А потом эти «студенты» станут чиновниками в разных государственных структурах, будут принимать убогие, безграмотные, мракобесные, бесчеловечные, воровские решения, а мы будем удивляться, почему у нас все так плохо. Зри в корень. Зри в образование. Эти бывшие студенты-конвертники не знают иного пути решения проблем, кроме того, что хорошо зарекомендовал себя в университетские годы. Только зачем они всем скопом бросились писать диссертации?

Я думаю, что эпоха безудержного обогащения сменяется эпохой титулов и званий. И сегодня быть просто депутатом уже мало. А если у тебя есть кандидатский или докторский статус в области педагогики, например, то сам ВАК велел стать членом комитета по образованию, и никто уже не вякнет в твою сторону, что ты ничего не смыслишь в вопросах реформ системы образования. Ты – большой ученый! Вопрос, как получить этот титул. В общем, ответ на этот вопрос лежит на асфальте – перед любым вузом масляной краской написаны номера телефонов тех, кто за деньги напишет любой научный труд. Господа чиновники даже не удосуживаются потом его прочитать или пропустить через систему «антиплагиат».

Причем, раньше слово защита звучало устрашающе для любого диссертанта. Это были настоящие мучения, страх, а вдруг тебя не утвердят на диссертационном совете. Более того, существовала система так называемых «черных рецензентов». После удачного прохождения на совете, ВАК отправлял работу на рецензию одному из крупных специалистов в данной области, имя которого скрывалось. И этот рецензент мог написать отрицательный отзыв, и тогда диссертанта вызывали на экспертный совет ВАКа и задавали ему множество вопросов по замечаниям рецензента. Это была настоящая борьба за науку. Это был период истинных прорывов в отечественном образовании. Сейчас ситуация уже не та. Диссертации стали не просто слабыми, они даже по своим темам не отвечают статусу работы – это скорее промежуточные студенческие курсовые, решающие, или делающие вид, что решают какие-то технические вопросы.

Именно сейчас в разгар скандала с утверждением закона о реформе РАН, научное сообщество впервые всерьез заинтересовалось квалификацией людей, голосовавших за развал отечественной науки. Оказалось, что 25 депутатов, имеющих кандидатские или докторские степени, нарушили академическую этику при написании своих работ. Не знаю, знакомы ли наши избранники с таким понятием как этика, а уж тем более, академическая. Но по сути, диссертации свои они списали. В Германии после таких обвинений неминуемо наступает отставка. У нас – божья роса. Российское Общество научных работников написало письмо Президенту, в котором четко по каждой «научной» работе дан краткий ошеломляющий анализ. Так, например, депутат Госдумы от фракции «ЕР» Игорь Игошин защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Вот что о качестве этой работы пишут эксперты: «Диссертация по большей части состоит из текста, тождественного диссертации Н.С. Орловой 2002 г. с механической заменой термина «кондитерские изделия» на «мясопродукты» (с вариациями). Некорректно заимствованы 143 страницы работы целиком из 186». И такой позор по каждому депутату. Кто-то «включил большую часть текста статьи Помощника Президента РФ А.Р.Белоусова «Экономический рост в условиях долгосрочных вызовов и стратегической неопределенности» (на 10 страницах работы) без ссылок на автора», кто-то вставил «в диссертацию масштабные некорректные заимствования крупными непрерывными кусками текста».

Я бы не хотела превращать свою статью в депутатскую диссертацию, по части цитирования письма ученых. Ясно одно – за что боролись, на то и напоролись. Люди, которые провели много лет в библиотеках, которые насытили свой мозг огромным количеством мыслей, не могли бы так бездумно проголосовать за уничтожение Российской Академии наук. Значит, они там не были, не сидели, не читали и не писали. Мы не можем изменить ситуацию. Мы можем что-то изменить только в своей семье. И я хочу заявить совершенно безапелляционно – 130 летняя традиция моей семьи закончена. И мой младший сын Алеша не будет учиться в МГУ.

Наталия МЕТЛИНА

[divider]

Ранее

Для солдат-срочников придумали новые льготы

Далее

Спорт в каноне

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru