Немецкие инженеры учат автомобили «чувствовать», что их проверяют
Производители Audi химичили с выбросами углекислого газа по образцу прошлогоднего «дизельгейта», выяснили немецкие и американские СМИ. О новой технологии старого обмана рассказывает «Газета.Ru».
Американские экологи сумели раскрыть еще одну хитрую техническую уловку, при помощи которой конструкторам легковых автомобилей удавалось обманывать контролирующие органы США, чтобы машины соответствовали стандартам США по чистоте выхлопа.
Осенью 2015 года разразился грандиозный скандал, когда стало известно, что концерн VW использовал трюки с программным обеспечением для временного снижения выхлопа оксидов азота на своих автомобилях. «Дизельгейт» стал главным автомобильным скандалом 2015 года, в результате которого автогигант понес многомиллиардные убытки в виде штрафов и компенсаций, а также был вынужден отозвать 9 млн автомобилей.
Находчивость немецких инженеров в итоге была оценена по достоинству: в сентябре 2016 года они получили Шнобелевскую премию за достижения в области химии.
«Газета.Ru» подробно рассказывала, при помощи какого трюка автопроизводитель вводил в заблуждение персонал проверяющих органов.
Их задачей было каким-либо образом снизить вредные выбросы лишь в тот момент, когда автомобиль проходил испытания на специальных стендах-динамометрах, где он стоит неподвижно, а колеса вращаются на специальных роликах.
Необходимо было так запрограммировать бортовой компьютер, чтобы машина знала, что ее проверяют, и меньше дымила.
Тогда признаком того, что машину испытывают и «нюхают», были выбраны неподвижно стоящие задние колеса. Только в этом случае бортовой компьютер сам выбирал режим плавной езды, при котором выбросы соответствуют американским нормам. Съезжая со стенда на дорогу, машины переходили в обычный режим, и концентрация оксидов азота в выхлопе возрастала в 40 раз по сравнению с допустимыми в США стандартами.
Год назад в скандал были вовлечены несколько исключительно дизельных моделей Volkswagen, в которых инженеры химичили с выбросами оксидов азота.
Однако в этот раз журналисты раскрыли новые приемы, до которых дошла германская конструкторская мысль. Как пишет немецкое издание Bild am Sonntag, ссылаясь на собственные источники, новые нарушения были выявлены Калифорнийской комиссией по воздушным ресурсам (CARB) летом этого года.
Причем применялись новые трюки как на дизельных, так и на бензиновых машинах компанией Audi, входящей в концерн Volkswagen Group.
Причем занижались в них выбросы не оксидов азота, а углекислого газа — компонента автомобильных выхлопов, виновного в глобальном потеплении.
Другим было и техническое решение, позволяющее машине чувствовать, что ее тестируют. Теперь «волшебство» начиналось, если колеса автомобиля вращались, а руль оставался неподвижным (точнее, его отклонение не превышало 15 градусов в любом направлении).
Как сообщает The Wall Street Journal, сотрудники CARB, наученные прошлогодним «дизельгейтом», вывели автомобили Audi на чистую воду, всего лишь повернув руль.
«Когда автомобиль оказывался не в лабораторных условиях, выхлоп CO2 возрастал драматически», — пишет издание.
Снизить выхлопы углекислого газа оставалось делом техники: если руль был неподвижен, коробка-автомат начинала работать в экономичном режиме. Как пишет Forbes, хитроумное устройство было закамуфлировано под функцию прогрева, уменьшающую расход, которая включалась только на стенде.
По данным СМИ, такой начинкой были напичканы несколько сотен тысяч автомобилей с автоматической коробкой передач AL 551, которая стоит на таких моделях, как Q5, A6, A8, продаваемых во всем мире.
Причем обманным устройством эти машины оснащались вплоть до мая 2016 года, то есть еще восемь месяцев после начала «дизельгейта».
По данным The Wall Street Journal, в этот раз к скандалу могут быть причастны вполне конкретные лица из руководства компании. По данным осведомленного источника, хитроумная «закладка» обсуждалась топ-менеджерами в ходе мероприятия Summer Drive, проходившего в ЮАР еще во второй половине февраля 2013 года.
На нем Аксель Айзер, глава моторного подразделения Audi, сказал (стенограмма мероприятия оказалась в распоряжении газеты): «Программа управления переключением передач должна работать 100% времени на стенде и 0,01% времени под управлением потребителя». По данным издания, Audi и CARB не смогли дать официальный комментарий по теме.
Павел Котляр
Фото: www.networkedindia.com
Источник: “Газета.ru”