Политологи: «Для него главное — не сесть в тюрьму, а все остальное вторично»
Алексей Навальный заявил, что выдвинется кандидатом в Президенты России на выборах 2018 года. Собственно, этого заявления от него ожидали уже месяц — с середины ноября, когда Президиум Верховного суда отменил приговор по делу «Кировлеса», направив дело на новое рассмотрение в кировский суд.
Пока приговор был в силе, Навальный не имел права избираться, после отмены — получил возможность стать претендентом на пост главы государства. Многие политологи еще в ноябре полагали, что отмена приговора была согласована с Кремлем, только версий этого согласования было две.
Согласно первой — Навального использует одна из «кремлевских башен» в борьбе с другими. Ну, например, Навальным интересуется та «башня», которая не хочет, чтобы дорога Путина к новому президентскому сроку была выстлана исключительно лепестками роз, а содержала и шипы. Безупречная и безоговорочная победа Путина дает ему огромную легитимность; если же он побеждает с некоторой интригой, то у части элит появляются аргументы для торговли с президентом за кусочки влияния. (Добавим в скобках к этой версии, что сам Путин пока не заявлял о своем участии в гонке-2018.)
Если же верить другой версии, то сама Администрация Президента, то есть предельно лояльная Путину «башня Кремля», захотела включить Навального в президентскую кампанию, чтобы избирательная гонка не была скучной, а Путину было с кем подебатировать. Ну не с одним же Жириновским ему участвовать в дебатах, которые теперь вроде бы стали обязательными. Так Навального уже вписывали участником в выборы мэра Москвы (а муниципальный фильтр он преодолел исключительно при помощи якобы враждебной «Единой России»).
Версии противоположные, но сводятся они к одному: это в Кремле решили, что Навальный на выборах нужен. Поэтому к якобы выстраданным словам самого блогера в его видеообращении к согражданам многие отнеслись с ироничной улыбкой. А слова эти были такими:
— Через год с небольшим в нашей стране пройдут выборы президента. Я долго размышлял, должен ли я принять в них участие. Я пришел к выводу, что — да. Я приму участие в борьбе за пост Президента России. Такое решение будет полезным для всей страны и для каждого конкретного человека…
До сих пор мы обсуждали, зачем президентская кампания Навального нужна Кремлю. А зачем она нужна самому Навальному — человеку, который до сих пор предельно зависим, простите уж за кривой оборот речи, от не зависящих от него обстоятельств? В первую очередь Навальный зависим от все тех же уголовных дел: если он слишком уж заиграется в политику, то приговор по делу «Кировлеса» наш независимый суд может пересмотреть так, что условный срок политика и блогера вновь превратится в реальный.
Политологи мотивацию Навального оценивают так же диаметрально, как и кремлевскую.
— Заявление Навального об участии в выборах не имеет никакого отношения к реальной президентской кампании, которая еще даже не объявлена, — уверен собеседник «МК», гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — Господин Навальный вновь и вновь пытается воздействовать на кировский суд самым возмутительным политтехнологическим способом. Заявление об участии в выборах в процессе повторного рассмотрения дела «Кировлеса» является прямым давлением на суд. В этом и заключается трюк. Своими незамысловатыми попытками побороться за пост мэра Москвы или Президента России, заполучить неформальный статус лидера движения «рассерженных горожан» Навальный просто влияет на судебные решения. Ну не хочет он быть осужденным — ни реально, ни условно.
– Навальному нужен статус кандидата в президенты просто потому, что этот статус выше, чем у политика, находящегося под следствием. Его политическую игру должен будет учитывать и суд, и те инстанции, которые руководят судом, — сказал «МК» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. — Навальный для этого выдвинул свою кандидатуру, а все остальное вторично. Но я согласен и с тем, что кремлевская версия этих событий имеет минимальное основание. Вряд ли окончательное решение об участии Навального в президентских выборах принято, но в одном из сценариев он может рассматриваться в качестве персонажа, который может придать кампании большую живость.
В решении об участии Навального в президентской гонке есть свои минусы. Ну как вы себе представляете открытую встречу в прямом эфире Навального и Путина лоб в лоб? Кто гарантирует, что она понравится Владимиру Владимировичу? Я это плохо себе пока представляю, но не исключаю возможности такой встречи.
— Каков потенциал Навального как политика, человека, кандидата в президенты?
— Я вижу в нем три ипостаси. Первая — это человек преследуемый: его брат сидит, а он сам постоянно находится под следствием. То есть «политзаключенный», который вынужден постоянно бороться, защищаться юридически и политически. Вторая — это человек, который зарабатывает деньги на борьбе между разными группами Кремля. Ему вбрасывают информацию одни для того, чтобы как блогер и политик он ударил по другим. Это — и его защита, и его бизнес, а не просто борьба с коррупцией. Третья ипостась — он амбициозный политик, который использует любой шанс, чтобы себя показать, и лелеет надежду прийти к власти.
Эту его надежду успешно и охотно используют разные силы, но ее реализация, к сожалению для Алексея Навального, совершенно не зависит от него самого.
Источник: “Московский комсомолец”