Дипломатическая карьера Чуркина продлилась 40 лет – от Брежнева до Путина
20 февраля, за день до 65-летия, в Нью-Йорке скоропостижно скончался постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, сообщил российский МИД на сайте. «Выражаем родным и близким Виталия Ивановича Чуркина глубокие соболезнования», – говорится в релизе.
«Великий дипломат. Неординарная личность. Яркий человек. Мы потеряли родного человека», – написала в Facebook представитель МИДа Мария Захарова.
«Мы шокированы известием о кончине посла Чуркина. Он долго находился здесь, в ООН, и мы выражаем свои соболезнования его семье, друзьям, правительству России», – сказал заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак.
По данным The New York Post, около 9.30 (17.30 мск) Чуркин почувствовал недомогание, после чего был госпитализирован. Медики ему помочь не смогли. Как отмечает издание, у дипломата возникли «проблемы с сердцем».
От Брежнева до Путина
Чуркин был постпредом России в ООН беспрецедентно долго – 10 лет. Там он прославился жестким стилем выступлений, особенно во время российско-грузинского конфликта 2008 г. в Южной Осетии, и недавно – в ходе обсуждений ситуации в Сирии. «Прекратите сейчас поддерживать разный сброд по всему миру – экстремистов, террористов и разных прочих любителей раскачать ситуацию в той или иной стране. Прекратите вмешиваться в дела других суверенных государств, оставьте эти колониальные привычки, оставьте мир в покое. И тогда ситуация оздоровится в очень многих областях и районах света», – ответил он, к примеру, в октябре минувшего года на критику действий России спецпредставителю Великобритании при ООН Мэтью Рикрофту.
В последнем интервью «Эху Москвы» Чуркин выступил против любого ослабления права вето в Совбезе ООН и за реформу миротворчества ООН.
14 декабря российский дипломат напомнил американской коллеге Саманте Пауэр, что она не «мать Тереза» и представляет США – страну с сомнительным «послужным списком». В сентябре 2015 г. во время выступления президента Украины Петра Порошенко в ответ на «агрессивную речь» украинского политика Чуркин покинул зал Генеральной ассамблеи ООН.
Чуркин заслуженно занимал такой высокий пост, его отличительной чертой стала активная работа со СМИ и общественностью, считает заместитель председателя совета Ассоциации российских дипломатов и бывший посол в Саудовской Аравии Андрей Бакланов: «Виталий даже на фоне наших очень способных дипломатов занимал особое место, у него уровень подготовки был очень высокий. Он начал дипломатическую разъяснительную работу, еще будучи дипломатом среднего звена, без оглядки давал интервью, быстро шел на контакт и готовил базу для ответа на любой, даже самый сложный вопрос». Во многом поэтому он работал представителем России при ООН больше обычного, общепринятая практика нахождения на таком посту – 4-5 лет, говорит Бакланов: « Если человек задерживается на такой срок, это значит, что он настолько хорош». Чуркин умел держать удар в конфликтных ситуациях и быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях, добавляет бывший посол: «Во время конфликта в Грузии он смог выиграть жесткую схватку в информационном плане, когда ему противостояло огромное количество СМИ и агентств, он был на голову выше и смог донести правду, это на меня как на дипломата произвело огромное впечатление».
Чуркину пришлось работать в очень жестких условиях, считает редактор журнала «Россия во внешней политике» Федор Лукьянов: «Это был тяжелейший период, в течение которого Россия почти всегда находилась под международным давлением, это время острейших кризисов – грузинский, украинский, ливийский, бесконечная эпопея с Сирией, чего там только не было». Чуркин делал максимум из того, что позволял ему его пост, добавляет Лукьянов: «Менять он ничего не мог, и это не его работа – что-то менять, однако в рамках указаний из Москвы он максимально эффективно и умело использовал весь доступный арсенал – от закулисной дипломатии до ярких перфомансов, дипломатов такого ранга мало». Специфика работы Чуркина состояла и в том, что ему приходилось заниматься всем, добавляет Лукьянов: «Это единственный пост в МИДе помимо самого министра, на котором дипломат занимается всем – от контрабанды людей и глобального потепления до острейшего кризиса в Сирии. У любого другого есть свое конкретное направление».
Чуркин – дипломат, начавший карьеру еще при генеральном секретаре ЦК КПСС Леониде Брежневе, в 1974 г., и проработавший в системе МИДа более 40 лет. Он был переводчиком на переговорах Брежнева с президентом США Джимми Картером по ОСВ-2 в Женеве.
С 1982 г. – второй, а затем первый секретарь посольства СССР в США. Как вспоминал сам Чуркин, именно он, что нетипично для советской дипломатии тех лет, лично выступил перед широкой аудиторией в США в 1986 г. в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
С 1987 по 1989 г. – референт Международного отдела ЦК КПСС, в 1989-1990 гг. – пресс-секретарь министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе. С 1991 по 1992 г. – начальник управления информации Министерства внешних сношений СССР, затем МИД России.
С июня 1992 г. по октябрь 1994 г. – замминистра иностранных дел России Андрея Козырева, спецпредставитель президента на мирных переговорах по Югославии. 1994-1998 гг. – чрезвычайный и полномочный посол России в Бельгии, представитель России в НАТО.
В 1998-2003 гг. – посол России в Канаде. В 2003-2006 гг. – посол МИДа по особым поручениям, с апреля 2006 г. назначен постпредом России при ООН в Нью-Йорке, представитель России в Совбезе ООН.
Награжден орденами Почета (2009), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012). Отмечен благодарностью президента (1994). У Виталия Чуркина остались жена и двое детей.
Сергей Смирнов, Нина Ильина
Источник: “Ведомости”