Эксперты-любители заявили, что знают организатора перевозки ЗРК «Бук», сбивший Boeing рейса MH17
Международная экспертно-журналистская группа Bellingcat, которая занимается поиском данных по открытым источникам, представила продолжение опубликованного 15 февраля доклада «Кто такой Хмурый: отставной генерал-майор, связанный с падением MH17».
В документе говорится, что после публикации первой части появились «однозначные подтверждения» личности офицера разведки ДНР Хмурого, который, как считают авторы доклада, «был ключевым организатором транспортировки «Бука-332» из Донецка в поле к югу от Снежного» 17 июля 2014 года, в день, когда был сбит Boeing рейса MH17, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур.
В качестве одного из главных доказательств, что речь идет о Сергее Николаевиче Дубинском, 1962 года рождения, Bellingcat приводит свидетельства российского актера Ивана Охлобыстина, опубликованные в колонке для сайта RT 16 февраля.
«Сергей Дубинский с позывным Хмурый — уважаемый русский военный, честно посвятивший всю свою жизнь служению Отечеству, даже когда Отечество в период общественного разлада середины 90-х, бывало, поручало ему бессмысленные и губительные задания. Он уже вышел в отставку, но ему очередной раз не повезло: на родной Украине произошел госпереворот — и, как солдат, он не смог не встать на защиту конституции и присоединился к ополчению Славянска, под флагом Стрелкова», — написал тогда Охлобыстин.
Кроме того, после публикации доклада, утверждают в Bellingcat, пользователи Сети обнаружили посты Дубинского на форумах Glav.su, где он якобы писал под ником Нехороший. В одном из постов, отмечают исследователи, автор подтвердил дату рождения, совпадающую с датой рождения Дубинского, а также подлинность своего голоса на записи, опубликованной СБУ. «Чтобы подтвердить личность Дубинского, один из пользователей спросил его, на каком автомобиле тот ездил в Славянске в 2014 году. Дубинский ответил 12 июля 2015 года, что ездил на черном Peugeot 3008. Машина этой модели попала на видео колонны с «Буком-332» в Макеевке 17 июля 2014 года. Это не значит, что Дубинский находился в этой машине, однако, по всей вероятности, она использовалась разведкой ДНР», — говорится в докладе.
Далее в докладе анализируется содержание нескольких телефонных переговоров, опубликованных СБУ и международной следственной группой.
Авторы доклада заявили, что после анализа новых свидетельств, а также опубликованных СБУ и международной следственной группой перехватов телефонных переговоров личность Дубинского-Хмурого «установлена однозначно», как и то, что именно этот человек «был ключевым организатором» транспортировки зенитно-ракетной установки «Бук» по территории Донбасса в день, когда был сбит Boeing.
После публикации первой части доклада Би-би-си связалась с человеком, который предположительно является Сергеем Дубинским. Издание не смогло однозначно подтвердить его личность, однако собеседник категорически отверг свою причастность к трагедии под Донецком. Он заявил, что расследование о перевозке «Бука» является «попыткой натянуть сову на глобус» и «смесью отобранных фактов и лжи».
По его словам, «подобные статьи ничего, кроме гомерического хохота, вызвать не могут». Как считает собеседник Би-би-си, расследование Bellingcat — попытка увести следствие от факта, что «стрельба велась из украинского «Бука».
Boeing 777 рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines рухнул на землю в Донбассе 17 июля 2014 года. На борту находились 298 человек, большинство из которых были гражданами Нидерландов, все они погибли. В сентябре 2016-го международная следственная группа обнародовала первые результаты расследования катастрофы: из них следовало, что самолет был сбит ЗРК «Бук», доставленного на территорию ДНР из России.
Российская сторона неоднократно опровергала выводы следствия. В сентябре 2016-го Минобороны России предоставило данные радиолокационного комплекса «Утес-Т», расположенного в Ростовской области. Согласно докладу он не зафиксировал запуска ракеты «земля — воздух» на территории, подконтрольной самопровозглашенным республикам.
Bellingcat — международная экспертно-журналистская группа, основанная 15 июля 2014 года британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Задача команды — объединить гражданских журналистов в расследовании текущих событий. Сейчас основной проект Bellingcat — расследование обстоятельств крушения малайзийского Boeing. Команда также следит за военной кампанией в Сирии, в том числе за действиями российских военнослужащих. В своих докладах Bellingcat опирается на открытые источники: видео- и фотоматериалы, размещенные в социальных сетях, спутниковые снимки. Bellingcat существует на частные пожертвования, собранные с помощью краудфандингового сервиса Kickstarter. В команде работают более двух десятков человек и множество волонтеров, которые помогают проекту безвозмездно.
Достоверность сведений Bellingcat иногда подвергали сомнениям зарубежные СМИ. В июне немецкий журнал Spiegel взял интервью у эксперта по анализу судебной фотографии Йенса Крайзе. Поводом стало исследование Bellingcat, в котором, по утверждению группы, было доказано манипулирование со стороны Минобороны России фотографиями сбитого самолета рейса МН17. Крайзе заявил, что метод, примененный Bellingcat, с точки зрения экспертизы не выдерживает никакой критики. «В своей основе он опирается на так называемый ELA-анализ. Данный метод ненаучен и субъективен. Соответственно, нет ни одной научной статьи, посвященной этому методу», — сказал он (цитата по «ИноСМИ.ру»). Главный редактор Spiegel Online Флориан Хармс в июне приносил официальные извинения читателям за то, что редакция на основе информации от Bellingcat давала утвердительные заголовки о том, что Россия манипулировала снимками. По словам Хармса, новости со ссылкой на исследования Bellingcat следовало давать в сослагательном наклонении, так как утверждения исследователей не были должным образом проверены редакцией.
Владислав Гордеев
Источник: “РБК”