Эксперты: сможет ли Украина отказаться от российского газа?
Украинский премьер-министр Николай Азаров 10 октября заявил журналистам, что если не будут пересмотрены цены на российский газ, Украина может полностью отказаться от импорта «голубого топлива».
«При такой цене на газ мы сокращали и будем сокращать (потребление импорта газа – ред.), а в перспективе, и это не пустые слова, Украина вообще откажется от закупок газа по такой цене… Ну, ближайшие десять лет — это даже много. Я думаю, мы реализуем эту задачу при таких темпах повышения энергоэффективности, сокращения объемов потребления газа, перехода на альтернативные источники, введения в эксплуатацию своих собственных месторождений газа, увеличения добычи газа, я думаю, гораздо быстрее», — сказал Азаров в интервью РИА «Новости» и телеканалу «Россия 24».
Если же «Газпром» за невыполнение действующего договора подаст на Киев в суд, Украина будет доказывать абсурдность этого контракта, подчеркнул Азаров. Ведь договор составлен так, что в одностороннем порядке Украина не может его расторгнуть.
На заявление украинского премьер-министра реакция с российской стороны последовала в тот же день. Пресс-секретарь председателя правительства РФ Наталья Тимакова предупредила, что попытки Киева пересмотреть газовые контракты между Украиной и Россией повлекут юридические последствия.
«Любые попытки пересмотреть существующие газовые контракты между Россией и Украиной будут иметь вполне очевидные юридические последствия. Нашим украинским партнерам, прежде чем делать подобные заявления, необходимо учесть, что в случае одностороннего пересмотра условий контракта возможно применение санкций», – заявила Тимакова.
Ныне действующий 10-летний контракт на поставку Россией газа Украине и транзит в Европу был подписан в январе 2009 года тогдашними премьер-министрами стран Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко. Условие «бери или плати», зафиксированное в договоре, распространяется на 80% объема закупаемого газа. Например, в прошлом году исходя из контрактных 52 млрд кубометров, Украина должна была заплатить как минимум за 41,6 млрд кубометров.
В 2010 году, когда новым президентом Украины стал Виктор Янукович, против Тимошенко было возбуждено уголовное дело за превышение полномочий при подписании этого контракта, и в 2011 она была осуждена на семь лет.
«По мнению экспертов-юристов, в результате измены предыдущим руководством государства национальным интересам контракт составлен настолько выгодно для России и настолько невыгодно для Украины, что разорвать его другим путем, чем переговорным, не предоставляется возможным. Те 5 миллиардов, которые мы переплачиваем, тормозят реализацию инфраструктурных проектов Украины. Когда я об этом думаю, у меня закипает такая глухая ярость. Сколько можно было бы сделать в стране полезного, если не переплачивать эти деньги», – говорил ранее премьер Украины Азаров.
Насколько реально заявление премьер-министра Украины по поводу отказа от закупки у России газа? Мнения украинских и российских экспертов неоднозначны.
«Во-первых, с объективной точки зрения, ни один премьер-министр не может говорить о прогнозе в таких решительных тонах, – считает украинский политолог Виктор Небоженко. – Даже более богатые страны не позволяют себе этого. Тем более, что это касается Украины и Азарова, который мало сделал для того, чтобы страна получила экономическую самостоятельность. Поэтому его слова о том, что при его правлении страна откажется от российского газа – это безответственность. Он не имеет право так резко говорить о стране, которая 25 лет кормит соседнюю страну своим газом».
Однако украинский политолог Владимир Фесенко придерживается иной точки зрения. Он считает, что слова Азарова имеют серьезное обоснование.
«Срок в 10 лет может рассматриваться как достаточно реалистичный. Это тот временной лаг, когда в Украине может начать осуществляться добыча сланцевого газа европейскими компаниями в рамках уже подписанных договоров. И если все будет развиваться так, как обещают представители западных компаний, то такой сценарий может быть реализован, хотя и не гарантирован», – считает Владимир Фесенко.
Кроме того, по словам эксперта, Украина увеличивает и собственную добычу природного газа на черноморском шельфе, и внедряет технологию добычи метанового газа в украинских шахтах. «Такие проекты уже есть, – отмечает Фесенко. – Компания Shell считает это одним из перспективных направлений, а сама методика была разработана еще в 90-е годы».
«Это три направления для реализации описанного сценария, из которых сланцевый газ – самый перспективный», – подытоживает свои доводы Владимир Фесенко.
Российские эксперты критически восприняли заявление Азарова.
«На нынешний момент существует контракт, который подразумевает его исполнение и в случае отказа – серьезные штрафные санкции, – говорит президент Российского газового союза Сергей Чижов. – И потом я не вижу, за счет чего Украина может отказаться от нашего газа. Того «голубого топлива», которое сейчас закачано в хранилища, на два-три года и то вряд ли хватит. Газа из Азербайджана тоже недостаточно, а добыча сланцевого газа на территории самой Украины находится в зародышевом состоянии. У Польши, Венгрии и Словакии, где Украина закупает газ, своего газа нет, это реэкспорт, и вряд ли способен удовлетворить потребности наших соседей в случае наступления холодной зимы. Думаю, что заявление украинского премьера вряд ли приведет к пересмотру цены, чего, собственно, и добивается Украина. Такое сегодня возможно лишь в комплекте с другими мерами, направленными на интеграцию».
Российские политики неоднократно говорили, что вступление Украины в Таможенный союз существенно сократит цену на газ. «Если говорить о цене на газ, внутри Таможенного союза ликвидирована экспортная пошлина на энергоносители – цена для всех стран (Таможенного союза – ред.) такая же, как для потребителей в России», – отмечал ранее председатель Госдумы Сергей Нарышкин. При этом подчеркивал, что «ни на кого давление в этой связи не оказывается».
Не будем комментировать лукавство последней фразы российского политика насчет давления – оно очевидно. Тем не менее, даже несмотря на существенные денежные потери, которые Украина вынуждена нести, выполняя договор о поставках газа, она не торопится вступать в Таможенный союз, предпочитая интеграцию с Евросоюзом. А значит, придется и дальше выполнять условия газового контракта: бери, не бери, но все равно плати. Потому как у Украины серьезной альтернативы российскому газу на сегодняшний день нет. И на завтрашний, кстати, тоже.
Геннадий ШАЛАЕВ[divider]
Фото: zebra.lt