Могут ли наши медики воспользоваться острейшим дефицитом кадров в сельской Германии
В Германии на прошлой неделе по инициативе министерства здравоохранения Нижней Саксонии стартовала программа, согласно которой ежегодно определённое количество учебных мест на медицинских факультетах немецких вузов будут выделять студентам, обязавшимся отработать 10 лет в качестве сельского врача.
Программа предусматривает, что её участники в течение четырёх лет обучения будут получать стипендию в размере 400 евро в месяц.
Где густо, а где пусто
Германия занимает одно из ведущих мест в мире по качеству медицинского обслуживания и числу врачей на душу населения. Но большинство медиков работают в мегаполисах и крупных городах, а врачебные кабинеты в сельской местности один за другим закрываются: практикующие врачи, в силу возраста, уходят на пенсию, а молодёжь ехать на периферию категорически не желает.
Чтобы завлечь медиков в глубинку, власти Федеративной Республики соблазняют студентов различными «приманками» — бесплатным благоустроенным жильём, денежными премиями и другими льготами для абитуриентов, согласных после института переехать в деревню. Но несмотря на все эти меры, объявления «Требуется сельский врач» с перечнем вакансий в малых городах и сельских общинах Германии не сходят с сайтов местных администраций и служб по трудоустройству.
Сельских врачей не хватает повсюду — будь то в процветающей Баварии или в более бедной Саксонии-Анхальт. И такая ситуация возникла не вчера — острый дефицит сельских врачей (в том числе, что важно в контексте рассматриваемой здесь темы, в провинциальных клиниках) объединённая Германия испытывает вот уже второе десятилетие!
Причин тому много. Работы у провинциального врача больше, чем у городского, а денег он получает меньше, однообразнее жизнь, хуже инфраструктура. Да и просто не каждому по душе жизнь в глубинке.
«Напрасные слова, уж вы не обессудьте»
Ещё в 2010 году тогдашний федеральный министр здравоохранения Филипп Рёслер предлагал предоставлять льготы при поступлении в популярные в стране медицинские вузы тем абитуриентам, которые после получения диплома готовы поработать в сельской местности.
Как заявлял Рёслер, для будущей работы на селе нужны не только выпускники школ, имеющие в аттестате отличные оценки (в немецких вузах нет приёмных экзаменов — зачисление производится на основании среднего балла аттестата; наиболее «разборчивы» в этом отношении медицинские вузы и факультеты университетов: проходной балл там близок к 1,0), но и врачи по призванию. Он призывал изменить правила поступления в медицинские вузы, когда преимущество отдаётся выпускникам гимназий, имеющим отличные оценки в аттестате.
«Средний балл аттестата сам по себе ничего не говорит о том, станет ли человек хорошим врачом или нет, готов он будет помочь людям, в том числе и на селе», — резонно считал Рёслер. По его мнению, «есть более подходящие критерии отбора. Почему бы не дать возможность получить высшее медицинское образование не только абитуриенту-отличнику, но и работнику скорой помощи, медсестре или санитару?» — риторически вопрошал министр.
И вот прошли 7 лет, и теперь о том же — слово в слово — заявляет пресс-секретарь Федеральной ассоциации врачей (KBV), доктор медицинских наук Роланд Шталь:
«Это неправильно, когда при приёме в медицинский вуз слишком большое внимание уделяется тому, какие оценки получал абитуриент в школе. То обстоятельство, что ученик был в школе отличником, вовсе не означает, что он сможет хорошо лечить пациентов… По данным нашей ассоциации, средний возраст врача в Германии — 50 лет, в то же время около трети уже перешагнуло порог 60-летнего возраста. К 2020 году примерно 50 000 врачей, практикующих сейчас в сельской местности, планируют выйти на пенсию. И нет никого, кто бы пришёл им на смену. Да, врачебный кризис не произойдёт со дня на день, но всё же он медленно и уверенно приближается. И значит, есть ещё время что-то изменить».
Попытка с негодными средствами
Говоря словами Роланда Шталя, «что-то изменить» старается в пределах своей компетенции и нижнесаксонский министр здравоохранения Корнелия Рундт. Но может ли инициированная ею программа, хоть как-то улучшить сложившуюся ситуацию?
Судите сами.
В настоящее время только в Нижней Саксонии с её почти 8-миллионным населением вакантны 335 мест сельских врачей (всего по 82-миллионной Германии счёт таких вакансий идёт на тысячи!), тогда как программа, запускаемая по инициативе Рундт, рассчитана на 20 студентов в год. Принять же участие в этой программе выразили желание аж четыре студента — двое из Высшей медицинской школы Ганновера и по одному — с медфаков университетов Бохума и Лейпцига.
И тут возникает вопрос: а могут ли этим дефицитом воспользоваться российские врачи?
Начну с того, что по сравнению с началом 1990-х годов, когда в ФРГ хлынул поток переселенцев и эмигрантов из республик бывшего СССР, сама процедура признания иностранного диплома врача значительно упрощена. Претенденту уже не нужно проходить долгий — занимавший до трёх-четырёх лет — путь, когда было необходимо «набрать каталог», т.е. пройти специализацию по ряду дисциплин (гастроэнтерологии, эндокринологии, иммунологии и т. д.), затем 1,5−2 года в углублённом порядке специализироваться в избранной отрасли, после чего сдать труднейший квалификационный экзамен.
В настоящее время при наличии диплома, полученного не в германском медвузе, врачебная практика в медицинских учреждениях Германии возможна на основании специального разрешения. Существует оно двух видов: с неограниченным сроком действия (Approbation) или с временным ограничением (Berufserlaubnis).
Approbation — такое разрешение не только не ограничено по времени, но ещё и действует по всей Германии. Его выдают выпускникам медицинских факультетов немецких вузов, а также врачам, получившим медицинское образование в одной из стран Евросоюза при условии, что они владеют немецким языком. А теперь оформить такое разрешение на работу вправе и все другие иностранные специалисты, в том числе и российские.
Обязательное и главное условие для допуска к врачебной практике в Германии — это владение немецким языком на уровне B2 — С1. Причём в ряде федеральных земель требуют доказать ещё и знания медицинского немецкого. Так, например, в земле Северный Рейн-Вестфалия языковые знания по медицине проверяют на специальном экзамене (Fachsprachprüfung). Его проводят земельные врачебные палаты (Ärztekammer) по месту будущей работы претендента. Экзаменационная ситуация максимально приближена к реальным условиям работы в немецкой клинике. За 60 минут проверяется умение общаться с пациентами, вести врачебную документацию (в том числе и на компьютере), обмениваться информацией с коллегами-врачами.
Наряду с тем в Тюрингии требуют сдачи коммуникативного теста, разработанного Фрайбургской международной академией (Freiburg International Academy, FIA). Альтернатива — наличие сертификата telc Deutsch B2-C1 Medizin. Это свидетельство признаётся почти во всех федеральных землях.
Теперь несколько слов о подтверждении профессиональной квалификации.
Чаще всего немецкие инстанции профессиональную квалификацию врача, полученную за пределами Евросоюза, признают недостаточной (о высокой квалификации российских врачей немцы попросту не осведомлены; для них красный диплом, скажем, Первого московского мединститута — просто экзотическая «корочка»).
В этом случае приходится сдавать экзамен на проверку знаний по специальности (Kenntnisstandprüfung). По содержанию он соответствует второму госэкзамену по медицине в немецких вузах (испытание тяжкое, но преодолимое). В случае провала даётся две попытки пересдачи. Готовиться к экзамену можно самостоятельно, а можно посещать платные курсы, которые организуют, например, Международная академия при берлинской клинике Charité (Charité International Academy), некоторые врачебные палаты, а также частные фирмы.
На прохождение процедуры проверки квалификации уходят месяцы (раньше — годы). Но на этот период можно оформить временное разрешение на работу врачом — Berufserlaubnis. Этот тип разрешения подходит и тем, кто просто хочет какое-то время поработать в немецкой клинике. Временное разрешение выдается на срок до двух лет, является действительным только для данной федеральной земли и допускает занятость только у определённого работодателя (таких врачей ещё называют врачами по приглашению — Gastarzt).
Для получения временного разрешения врач должен сам найти работодателя. Заявление подаётся в администрацию округа по месту будущей работы либо в земельное ведомство по вопросам здравоохранения и социального обеспечения. Необходимые формуляры можно найти на сайтах упомянутых ведомств. В зависимости от федеральной земли эта услуга может быть как совершенно бесплатной, так и обойтись в 100−200 евро.
По истечении двух лет врачу, планирующему продолжить работу в Германии, могут продлить временное разрешение, если того требует ситуация в клинике (в сельских регионах есть клиники, где доля иностранных врачей составляет 80%). Подробнее можно узнать в социальных сетях.
Для справки: по данным Федеральной врачебной палаты, по состоянию на январь 2015 года в клиниках Германии — большей частью провинциальных — уже трудоустроились около 1800 врачей из России и примерно 1000 врачей с Украины.
Две ложки дёгтя
Поработать в Германии врачом с дипломом медицинского вуза, полученным, например, в России или Беларуси, — заманчивая перспектива. Однако многих останавливает отсутствие знаний немецкого языка и необходимость проверки квалификации на соответствие принятым в Германии стандартам. В то же время, ввиду нехватки кадров, немецким больницам нужны иностранные специалисты. Свести вместе работодателей и претендентов взялись организаторы программы German Doctor Exchange (GDE).
Проект стартовал ещё в 2012 году и реализуется при поддержке Фонда имени Отто Бенеке (Otto-Benecke-Stiftung). После строгого конкурсного отбора врачей (даже без знаний немецкого) приглашают на прохождение интенсивного языкового тренинга и подготовке к экзамену по медицине (Kenntnisstandprüfung). Тот, кто его сдал, получает разрешение на работу врачом в Германии и конкретные предложения по трудоустройству в немецкой клинике.
Но возрастной порог для участников программы GDE — 36 лет.
И ещё одна «ложка дёгтя», о которой почему-то не говорят.
Если даже при самом идеальном раскладе 40−45-летний врач-иностранец, пройдя все испытания, получит вожделенный Approbation, трудоустроится и приступит к профессиональной деятельности — которая, подчеркну, достаточно щедро оплачивается (недавно произошли очередные повышения ставок) — достойную пенсию он заработать физически не успеет. Конечно, можно, вдобавок к обязательным пенсионным взносам, заключить договор на частную пенсионную страховку (так называемую Rister Rente). Но всё равно уровня пенсии немецкого врача (а это в среднем около 3 тыс. евро в месяц) достигнуть не удастся.
Сергей Дебрер
Источник: “СвободнаяПресса”