Подогрели руку

Почему Филипп Моррис поддерживает введение ГОСТа на «Айкос», и при чем тут вице-премьер Ольга Голодец

В России могут ввести стандарт для нагреваемого табака, причем наша страна решила сделать это первой в мире. Восхититься продвинутостью отечественных чиновников мешает одно: стандарт вводят ради единственного производителя. Речь идет о так называемых стиках iQOS («Айкос»), которые производит Филипп Моррис. По сути это те же сигареты, только табак в них не горит, а с помощью специального устройства нагревается. Но, несмотря на отсутствие продуктов горения, никотин и вред от него никто не отменял. И между тем складывается ощущение: власти только и делают, что поддерживают производителя стиков.

«Айкос» на своем официальном сайте советует порекомендовать свой табак другу
«Айкос» на своем официальном сайте советует порекомендовать свой табак другу

Искусство подогрева

Очередная инициатива российских властей вызывает лишь недоумение. В стране решили ввести стандарт для нагреваемого табака. И вроде бы ничего необычного тут нет, мало ли у нас всяких разных стандартов. Вот только новый ГОСТ, похоже, разрабатывают для одного производителя – американской компании Филипп Моррис, ибо под определение «нагреваемый табак» подходят только ее стики. Еще полтора года назад в России мало кто знал, что это такое. Теперь же «Айкос» известен многим, как курильщикам, так и тем, кто не имеет ничего общего с пагубной привычкой. Стики – специальные сигареты, которые отличаются от обычных тем, что не горят. По большому счету это гибрид всем привычных табачных изделий и электронных сигарет. Стик вставляется в специальное устройство, затем табак нагревается, но до относительно небольшой температуры – всего 350 градусов (для сравнения, обычная сигарета сгорает при 800 градусов). Из-за низкой температуры табак не горит, поэтому курильщик не вдыхает канцерогенные вещества. Но этого достаточно для того, чтобы продукт выделял никотин, который курильщик вдыхает в виде пара, поскольку табак (как утверждает производитель, в стиках содержится именно прессованный табак) пропитан глицерином.

Последнее время «Айкос» довольно активно завоевывает российский рынок: стики можно купить в супермаркетах и даже обычных ларьках. Многие наверняка видели, как в торговых центрах в небольших палатках очаровательные девушки рекламируют и продают новинку. И вот, по видимому только ради этого товара Росстандарт и создает новый ГОСТ. Хочется спросить: а что, это такой популярный продукт, ради которого необходим стандарт? Или же кто-то очень хочет продвинуть эти сигареты в массы? Неудивительно, что производитель стиков горячо поддержал идею. Вот только эксперты утверждают – особого смысла в ней нет, бизнесу необязательно придерживаться национального стандарта. Зато, обратите внимание, какая будет реклама: стики, сделанные по ГОСТу. Заманчиво? Без сомнения. И, заметьте, это происходит в стране, которая уже несколько лет отчаянно сражается с табакокурением.

А дустиком не пробовали?

Курить становится немодно, это факт. Во всем цивилизованном мире давно действует антитабачное законодательство. В России оно принято в 2013-м году, причем одно из самых жестких. Его не раз критиковали, но пользу оно принесло. Только за первые два года его действия количество курильщиков в стране снизилось на 17%. И в это же время начали активно развиваться производители заменителей традиционных сигарет, которых закон не затронул. А, значит, оставил простор для манипулирования. По большому счету мы снова столкнулись с рыночным явлением, приправленным изрядной долей политики. Известно, что табачный рынок – рынок лоббистов. И придумали это не мы.

Около 20 лет назад администрация американского президента Билла Клинтона вчинила иск самым крупным табачным компаниям США. Сумма была невероятной: 280 миллиардов долларов. Столько, по мнению истцов, табачники заработали за 50 лет. А помог им в этом обман – дельцы скрывали от населения, что курение вызывает рак легких и прочие смертельные неприятности. И ладно бы только это. Они еще и убеждали потребителей, что курить – безопасно, заказывали многомиллионные рекламные компании и игнорировали исследования, утверждающие, что курить вредно. Чего только не сделаешь за 280 миллиардов. Правда, отсудить эту сумму в итоге не удалось, зато мир хотя бы узнал правду. И даже не столько о курении, сколько о нравах табачников.

Подогреватели и подогреваемые

К слову, помимо табачного лобби есть еще и лобби медицинское. Известно, что на борьбу с курением тратится не меньше, чем на пропаганду этой вредной привычки. А, значит, можно хорошо заработать и на том и на другом. Одни продают сигареты, другие никотиновые пластыри и спреи. В общем, паритет. Но, поскольку все больше людей отказывается от курения, то табачные компании придумывают новые ходы, идут на всяческие уловки. Как в свое время активно рекламировались легкие и суперлегкие сигареты: вроде курево, а вреда меньше. Потом выяснилось, что все это очередной обман потребителя, но табачники уже сняли жирные сливки. Ныне они могут действовать по-другому – скупать производителей электронных сигарет, вести не совсем честную борьбу с конкурентами. Ну, например, вы уверены, что вейпы (парогенераторы с никотином) действительно опасны и часто взрываются? Не так давно СМИ пестрели сообщениями, как очередной курильщик получил травму из-за вейпинга. Но почему бы не допустить, что некто проводит кампанию по черному пиару этих устройств, с целью выгнать их с рынка? Тем более вейпами занимаются мелкие и разрозненные игроки, которые не могут противостоять глобальным транснациональным табачным монстрам. Те, вообще, время не теряют и постоянно придумывают способы заставить потребителей не отказываться от никотина, а покупать, покупать, покупать их товары. Похоже, «Айкос» от гиганта Филипп Моррис может быть одной из таких затей. И особенно красноречиво ее может характеризовать история покорения российского рынка.

Ай, косячок

Собственно, эта история творится прямо сейчас, на наших глазах. У нее было потрясающее начало. «Айкос» появился в России в конце 2015-го года. Журналисты тогда выяснили, что производитель написал письмо вице-премьеру Ольге Голодец, отвечающей в правительстве за социалку, то есть и за здравоохранение. Филипп Моррис сообщил чиновнице о готовности поделиться результатами своих исследований с российскими учеными. Исследования, по всей видимости, были о том, что «Айкос» на 90% менее опасен по сравнению с обычными сигаретами. А спустя несколько дней в СМИ появились сведения, от которых глаза лезли на лоб. Якобы Ольга Голодец провела в кабмине совещание, где поручила Минздраву и Минпромторгу проработать вопрос о локализации в России производства стиков. Это ж насколько надо было заинтересоваться продуктом, чтобы уделить ему столько внимания? Теперь посмотрим, что произошло за эти полтора года. Локальное производство бездымных табачных продуктов в России так и не появилось, стики нам привозят из Италии.

И действительно, зачем вкладывать деньги в строительство фабрики, когда проще импортировать товар и спокойно его здесь сбыть? Тем более производство и продажа электронных сигарет, в отличие от табака, у нас не регулируется, поэтому продавать их имеют право по любой цене. Тот же «Айкос» у производителя можно купить по 100 рублей за пачку, в магазине за 150, а в некоторых круглосуточных магазинах пошаговой доступности автор видел вожделенные стики за 200 рублей и дороже. А, главное, такие продукты, как мы уже отметили, имеют полное право игнорировать антитабачный закон, ведь у нас только сигареты нельзя выставлять на полки и открытые стеллажи. Покупатель по закону не может до покупки увидеть этот товар (чтобы лишний раз не приобрел и сохранил здоровье). А вот «Айкос» – пожалуйста, открыто рекламируют и продают в центре торговых залов. Мы не хотим ни на что намекать. Но мы хотим развеять подозрения, что кто-то во властных кругах может поддерживать производителя нагреваемого табака.

Подсадили на стик

Очень может быть, стики, из-за того что табак в них не горит, действительно не так вредны, как обычные сигареты. Но это все равно никотин, который вызывает привыкание и который очень вреден для здоровья. Безопасность таких продуктов – миф, причем миф в красивой оболочке. Сам производитель называет «Айкос» «системой нагревания табака» и как будто внушает: пусть мерзкие, вонючие и старомодные сигареты курит кто-нибудь другой. А для настоящих, «правильных» людей существует респектабельная «система». И создается ощущение, что производитель то ли не знает о другом смысле этого слова, то ли сознательно его использует.

Между тем известно, что «системой» на одном из сленгов называется плотная зависимость от какого-либо вещества. И в эту «систему» стараются завлечь других людей, у которых есть деньги на оплату этого вещества (россияне, пережившие 90-е годы, хорошо знают, о чем идет речь). У «Айкос» тоже есть что-то подобное. На официальном сайте можно найти информацию об одной интересной акции. Суть в том, что если ты приводишь друга, то есть убеждаешь его купить стики на круглую сумму, то сам получаешь значительную скидку. Хорошо хоть не приглашают в специальные курительные салоны, а то аналогия с вышеупомянутыми зависимыми людьми была бы полная. Кстати, у адептов «Айкоса» уже появился свой сленг. Ведь сигарета она и в Африке сигарета, но у них это стик, который они вставляют не в мундштук, а в устройство. А процесс курения, который и в Африке является курением – у них называется сеансом. Вроде и смешно смотреть и слушать, как юноши на полном серьезе изображают из себя значительных и трендовых людей, тех, кто в теме. Но члены этого «клуба» лишь наносят вред здоровью и ничего более.

Но чего же таки добиваются те, кто внедряет данную «систему» в общество, и особенно те, кто им в этом помогает? Неужели они хотят, чтобы наши дети тоже курили и умирали от вредной привычки? Думается, что, вероятно, это лишь побочный эффект, а цель вовсе другая. Эта цель может выглядеть по-разному: в виде металлических кружочков или хрустящих бумажек. А лучше всего – в виде выписки с банковского счета в иностранной валюте.

Антон Волин

Источник: “Версия”

Ранее

«Компас» привел к преступному сообществу

Далее

Три варианта на выбор: равнозначное, равноценное или просто деньги

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru