Почему Филипп Моррис поддерживает введение ГОСТа на «Айкос», и при чем тут вице-премьер Ольга Голодец
В России могут ввести стандарт для нагреваемого табака, причем наша страна решила сделать это первой в мире. Восхититься продвинутостью отечественных чиновников мешает одно: стандарт вводят ради единственного производителя. Речь идет о так называемых стиках iQOS («Айкос»), которые производит Филипп Моррис. По сути это те же сигареты, только табак в них не горит, а с помощью специального устройства нагревается. Но, несмотря на отсутствие продуктов горения, никотин и вред от него никто не отменял. И между тем складывается ощущение: власти только и делают, что поддерживают производителя стиков.
Искусство подогрева
Очередная инициатива российских властей вызывает лишь недоумение. В стране решили ввести стандарт для нагреваемого табака. И вроде бы ничего необычного тут нет, мало ли у нас всяких разных стандартов. Вот только новый ГОСТ, похоже, разрабатывают для одного производителя – американской компании Филипп Моррис, ибо под определение «нагреваемый табак» подходят только ее стики. Еще полтора года назад в России мало кто знал, что это такое. Теперь же «Айкос» известен многим, как курильщикам, так и тем, кто не имеет ничего общего с пагубной привычкой. Стики – специальные сигареты, которые отличаются от обычных тем, что не горят. По большому счету это гибрид всем привычных табачных изделий и электронных сигарет. Стик вставляется в специальное устройство, затем табак нагревается, но до относительно небольшой температуры – всего 350 градусов (для сравнения, обычная сигарета сгорает при 800 градусов). Из-за низкой температуры табак не горит, поэтому курильщик не вдыхает канцерогенные вещества. Но этого достаточно для того, чтобы продукт выделял никотин, который курильщик вдыхает в виде пара, поскольку табак (как утверждает производитель, в стиках содержится именно прессованный табак) пропитан глицерином.
Последнее время «Айкос» довольно активно завоевывает российский рынок: стики можно купить в супермаркетах и даже обычных ларьках. Многие наверняка видели, как в торговых центрах в небольших палатках очаровательные девушки рекламируют и продают новинку. И вот, по видимому только ради этого товара Росстандарт и создает новый ГОСТ. Хочется спросить: а что, это такой популярный продукт, ради которого необходим стандарт? Или же кто-то очень хочет продвинуть эти сигареты в массы? Неудивительно, что производитель стиков горячо поддержал идею. Вот только эксперты утверждают – особого смысла в ней нет, бизнесу необязательно придерживаться национального стандарта. Зато, обратите внимание, какая будет реклама: стики, сделанные по ГОСТу. Заманчиво? Без сомнения. И, заметьте, это происходит в стране, которая уже несколько лет отчаянно сражается с табакокурением.
А дустиком не пробовали?
Курить становится немодно, это факт. Во всем цивилизованном мире давно действует антитабачное законодательство. В России оно принято в 2013-м году, причем одно из самых жестких. Его не раз критиковали, но пользу оно принесло. Только за первые два года его действия количество курильщиков в стране снизилось на 17%. И в это же время начали активно развиваться производители заменителей традиционных сигарет, которых закон не затронул. А, значит, оставил простор для манипулирования. По большому счету мы снова столкнулись с рыночным явлением, приправленным изрядной долей политики. Известно, что табачный рынок – рынок лоббистов. И придумали это не мы.
Около 20 лет назад администрация американского президента Билла Клинтона вчинила иск самым крупным табачным компаниям США. Сумма была невероятной: 280 миллиардов долларов. Столько, по мнению истцов, табачники заработали за 50 лет. А помог им в этом обман – дельцы скрывали от населения, что курение вызывает рак легких и прочие смертельные неприятности. И ладно бы только это. Они еще и убеждали потребителей, что курить – безопасно, заказывали многомиллионные рекламные компании и игнорировали исследования, утверждающие, что курить вредно. Чего только не сделаешь за 280 миллиардов. Правда, отсудить эту сумму в итоге не удалось, зато мир хотя бы узнал правду. И даже не столько о курении, сколько о нравах табачников.
Подогреватели и подогреваемые
К слову, помимо табачного лобби есть еще и лобби медицинское. Известно, что на борьбу с курением тратится не меньше, чем на пропаганду этой вредной привычки. А, значит, можно хорошо заработать и на том и на другом. Одни продают сигареты, другие никотиновые пластыри и спреи. В общем, паритет. Но, поскольку все больше людей отказывается от курения, то табачные компании придумывают новые ходы, идут на всяческие уловки. Как в свое время активно рекламировались легкие и суперлегкие сигареты: вроде курево, а вреда меньше. Потом выяснилось, что все это очередной обман потребителя, но табачники уже сняли жирные сливки. Ныне они могут действовать по-другому – скупать производителей электронных сигарет, вести не совсем честную борьбу с конкурентами. Ну, например, вы уверены, что вейпы (парогенераторы с никотином) действительно опасны и часто взрываются? Не так давно СМИ пестрели сообщениями, как очередной курильщик получил травму из-за вейпинга. Но почему бы не допустить, что некто проводит кампанию по черному пиару этих устройств, с целью выгнать их с рынка? Тем более вейпами занимаются мелкие и разрозненные игроки, которые не могут противостоять глобальным транснациональным табачным монстрам. Те, вообще, время не теряют и постоянно придумывают способы заставить потребителей не отказываться от никотина, а покупать, покупать, покупать их товары. Похоже, «Айкос» от гиганта Филипп Моррис может быть одной из таких затей. И особенно красноречиво ее может характеризовать история покорения российского рынка.
Ай, косячок
Собственно, эта история творится прямо сейчас, на наших глазах. У нее было потрясающее начало. «Айкос» появился в России в конце 2015-го года. Журналисты тогда выяснили, что производитель написал письмо вице-премьеру Ольге Голодец, отвечающей в правительстве за социалку, то есть и за здравоохранение. Филипп Моррис сообщил чиновнице о готовности поделиться результатами своих исследований с российскими учеными. Исследования, по всей видимости, были о том, что «Айкос» на 90% менее опасен по сравнению с обычными сигаретами. А спустя несколько дней в СМИ появились сведения, от которых глаза лезли на лоб. Якобы Ольга Голодец провела в кабмине совещание, где поручила Минздраву и Минпромторгу проработать вопрос о локализации в России производства стиков. Это ж насколько надо было заинтересоваться продуктом, чтобы уделить ему столько внимания? Теперь посмотрим, что произошло за эти полтора года. Локальное производство бездымных табачных продуктов в России так и не появилось, стики нам привозят из Италии.
И действительно, зачем вкладывать деньги в строительство фабрики, когда проще импортировать товар и спокойно его здесь сбыть? Тем более производство и продажа электронных сигарет, в отличие от табака, у нас не регулируется, поэтому продавать их имеют право по любой цене. Тот же «Айкос» у производителя можно купить по 100 рублей за пачку, в магазине за 150, а в некоторых круглосуточных магазинах пошаговой доступности автор видел вожделенные стики за 200 рублей и дороже. А, главное, такие продукты, как мы уже отметили, имеют полное право игнорировать антитабачный закон, ведь у нас только сигареты нельзя выставлять на полки и открытые стеллажи. Покупатель по закону не может до покупки увидеть этот товар (чтобы лишний раз не приобрел и сохранил здоровье). А вот «Айкос» – пожалуйста, открыто рекламируют и продают в центре торговых залов. Мы не хотим ни на что намекать. Но мы хотим развеять подозрения, что кто-то во властных кругах может поддерживать производителя нагреваемого табака.
Подсадили на стик
Очень может быть, стики, из-за того что табак в них не горит, действительно не так вредны, как обычные сигареты. Но это все равно никотин, который вызывает привыкание и который очень вреден для здоровья. Безопасность таких продуктов – миф, причем миф в красивой оболочке. Сам производитель называет «Айкос» «системой нагревания табака» и как будто внушает: пусть мерзкие, вонючие и старомодные сигареты курит кто-нибудь другой. А для настоящих, «правильных» людей существует респектабельная «система». И создается ощущение, что производитель то ли не знает о другом смысле этого слова, то ли сознательно его использует.
Между тем известно, что «системой» на одном из сленгов называется плотная зависимость от какого-либо вещества. И в эту «систему» стараются завлечь других людей, у которых есть деньги на оплату этого вещества (россияне, пережившие 90-е годы, хорошо знают, о чем идет речь). У «Айкос» тоже есть что-то подобное. На официальном сайте можно найти информацию об одной интересной акции. Суть в том, что если ты приводишь друга, то есть убеждаешь его купить стики на круглую сумму, то сам получаешь значительную скидку. Хорошо хоть не приглашают в специальные курительные салоны, а то аналогия с вышеупомянутыми зависимыми людьми была бы полная. Кстати, у адептов «Айкоса» уже появился свой сленг. Ведь сигарета она и в Африке сигарета, но у них это стик, который они вставляют не в мундштук, а в устройство. А процесс курения, который и в Африке является курением – у них называется сеансом. Вроде и смешно смотреть и слушать, как юноши на полном серьезе изображают из себя значительных и трендовых людей, тех, кто в теме. Но члены этого «клуба» лишь наносят вред здоровью и ничего более.
Но чего же таки добиваются те, кто внедряет данную «систему» в общество, и особенно те, кто им в этом помогает? Неужели они хотят, чтобы наши дети тоже курили и умирали от вредной привычки? Думается, что, вероятно, это лишь побочный эффект, а цель вовсе другая. Эта цель может выглядеть по-разному: в виде металлических кружочков или хрустящих бумажек. А лучше всего – в виде выписки с банковского счета в иностранной валюте.
Антон Волин
Источник: “Версия”