В России могут запретить круглосуточную работу гипермаркетов и ограничить время их работы по выходным
Законодательный зуд, похоже, охватил по весне первого зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского. Он заявил сурово, как отрубил: «В субботу — до четырех часов вечера, в воскресенье — не работать вообще, а в будни — до девяти часов вечера, никаких 24-часовых гипермаркетов».
Судя по дальнейшим высказываниям сенатора-агрария, он с группой интересантов попытался договориться с Минпромторгом, Минсельхозом и ФАС, «…чтобы это была согласованная позиция». Но ведомства, как сговорившись, начали давать отрицательные заключения. Вот что ответил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов: его министерство «очень настороженно относится к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные…».
Эксперт подчеркивает, что в странах Запада и Азии очень широко развита несетевая розница, а мы почти вдвое отстали от них по числу магазинов. И вот на таком-то сером фоне вводить ограничения еще и для крупных торговых сетей?
Профессор ВШЭ, доктор экономических наук Валерий Соловьев подчеркивает: «Если мы будем и дальше пытаться одной рукой зажимать малые торговые форматы, а другой как-то «прижать» сети, то еще больше ограничим и без того падающий оборот розничной торговли и потребительский спрос. А ведь именно они и есть один из основных драйверов экономики, и без того находящейся в сильном затруднении».
И все же правительство может закон «продавить» — ведь серьезные ограничения по продаже алкоголя тоже встретили валом возмущения, но в итоге их все-таки ввели. И понятно, что непопулярная мера будет вводиться под умные разговоры о «необходимости развивать и поддерживать малое предпринимательство». Но для поддержки того же малого бизнеса куда логичнее было бы создать условия для льготных кредитов, снижения арендных ставок, изменения налоговой политики.
Кстати, не исключено, что возникновению этой инициативы послужил совсем другой повод. Как пишут СМИ, «…истинные причины кроются в давней вражде Сергея Лисовского с крупными торговыми сетями. Напомним, что в 2008–2009 годах именно Лисовский выступил инициатором непопулярных у торговых сетей поправок в закон о торговле. В ответ на это сразу несколько крупных сетевиков отказались покупать продукцию «Моссельпрома» (тогда контролируемого Лисовским, а в 2011 году проданного компании «Черкизово»)…»
Самое обидное, что меньше всего подумали о простом российском потребителе. Мы провели блиц-опрос у входа в обычный столичный гипермаркет, и вот какие основные грядущие проблемы назвали люди: необходимость специально подгадывать время похода за покупками; дополнительный рост цен, поскольку гипермаркеты «отыграются» за снижение продаж на покупателе.
Потребитель пострадает в любом случае: цены в гимермаркетах всегда пониже за счет большого товарооборота, преимущества в объемах закупок у поставщиков и большой проходимости людей. Магазины шаговой доступности накручивают цены раза в два больше.
Так чьи же интересы защищает в таком случае г-н Лисовский?
Евгений Малякин
NB!
КСТАТИ. В этом «конфликте интересов» г-на Лисовского поддержал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. «Я положительно отношусь к инициативе освободить воскресенье от шопинга, потому что людям нужен день отдыха, — сообщил он по ТВ. — Ведь для верующих людей воскресенье — это время, когда они в храм идут».
Свое заявление церковный топ-чиновник обосновал тем, что, «в западных странах ограничение работы магазинов благотворно влияет на людей: они перестраивают график и ездят за продуктами по субботам, а воскресенье оставляют для семьи и церкви».
“Новый вторник”