Виновные найдены, все свободны

Журналист Александр Потапов — о том, почему Минобороны выгодно свалить всю вину на погибших лётчиков Ту-154

Вчера Минобороны заявило об итогах расследования катастрофы военного Ту-154 в декабре 2016 года в районе Сочи, в которой погибло 92 человека, в том числе военнослужащие, представители СМИ, глава фонда “Справедливая помощь” Елизавета Глинка, а также артисты Ансамбля имени Александрова. Сухие строчки релиза Минобороны гласят: “Причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентации (ситуационной осведомлённости) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном”. В переводе на русский: ошибка экипажа.

Помимо этого комиссия, расследовавшая крушение Ту-154, не выявила нарушений по рассадке пассажиров в салоне, а также загрузке и центровке перевозимого груза, вес которого составлял 150 кг.

“Также не установлено никаких нарушений правил заправки самолёта топливом в аэропорту г. Сочи или воздействия внешних факторов”, — отмечают в своём релизе военные.

Дело сделано. Всем спасибо, все свободны, как говорится.

Генералы могут не волноваться. Самолёт был исправен, перегруза не было, топливо в норме — всё хорошо. Ни один представитель Минобороны по итогам расследования не пострадал.

Всё бы ничего, но, в отличие от представителей военного ведомства, у меня хорошая память. А вспомнить есть что.

Спустя две недели после катастрофы Лайф опубликовал расследование “Загадка крушения Ту-154 раскрыта”, в котором привёл полную расшифровку чёрных ящиков разбившегося самолёта. В материале говорилось, что самолёт разбился над Чёрным морем из-за возможной ошибки второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также низкой высоты и перегруза.

На этот материал со стороны официального представителя военного ведомства Игоря Конашенкова последовало опровержение. Он заявил, что озвученная изданием версия не соответствует действительности. 

“Все опубликованные слухи о якобы установленных причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи — абсолютный бред и выдумка”, — заявил Конашенков. Зачем же вы, товарищ генерал, спустя полгода повторяете этот бред, хочется спросить?

В конце марта Лайф опубликовал новое расследование (Роковые шесть секунд. Ту-154 в Сочи погубила спешка экипажа”), в котором на основании предварительных экспертиз подтверждалась версия человеческого фактора как причины крушения Ту-154. Речь шла о трагической ошибке в шесть секунд: экипаж слишком рано убрал закрылки, когда борт недобрал в скорости 50 км/ч и ещё 200 метров высоты. Без закрылков площадь крыла сократилась, что и сгубило самолёт и всех, кто в нём находился.

Цитата: “Следователи сопоставили параметрические данные с действиями экипажа и переговорами о командах, звучавшими в кабине; наиболее вероятной причиной крушения Ту-154 стала ошибка пилотов”.

Отлично помню день выхода публикации, потому что он начался со звонка представителей Минобороны, которые начали уверять, что всё опубликованное Лайфом — ложь и враньё.

— Вы понимаете, что вы черните память погибших лётчиков, вы понимаете состояние родных погибших? — заявляли мне представители военного ведомства. — Нет там никакой ошибки. Удаляйте публикацию.

Интересно, как сегодня чувствовал себя Игорь Конашенков, когда его сотрудники составляли пресс-релиз, где вся вина полностью была свалена на пилотов? И почему январские выводы, сделанные после расшифровки чёрных ящиков, и мартовские — после десятков экспертиз и экспериментов, вызывали у него столь бурные эмоции?

Выводы комиссии о 150 кг на борту его не возмущают и не удивляют. Ему уже не кажется странным, что военный самолёт в преддверии Нового года летел “налегке”. Ни подарков, видимо, нашим военным в Сирию, ни инструментов и реквизита ансамбля Александрова, ни багажа — не было. На 92 человека — меньше чем по полкилограмма? Да такого даже на рейсах Москва — Гоа не увидишь.

Простите, а информация о том, что Елизавета Глинка сопровождала гуманитарный груз для университетского госпиталя Тишрин в Латакии, — это неправда? Или он был невесомый?

Как объясняет комиссия тот факт, что хвостовая часть упавшего самолёта первой коснулась воды, что большинством экспертов указывалось как свидетельство перегруза?

Источники в военном ведомстве рассказывают, что в начале расследования планировался эксперимент с реальным Ту-154, на котором реальные пилоты-испытатели должны были повторить (максимально) ситуацию взлёта. Якобы такую экспертизу должны были провести вместе с компьютерным моделированием специалисты ЛИИ имени Громова. Да, модель на компьютере они обкатали, а вот на реальный эксперимент, говорят, денег не нашли. Заказчиком выступало Минобороны.

Можно поздравить всех представителей Минобороны с блестяще проведённой операцией по затягиванию расследования. Теперь уже и родственники ничего, наверное, не скажут, правда? И погон никто не лишится, а может, даже наоборот — премию выпишут да новое звание присвоят за успешное расследование.

Судя по всему, Минобороны уже в январе, а тем более в марте знало о причинах крушения, но провести расследование за два-три месяца явно не входило в их планы (да на самом деле, этого не хотелось и остальным участникам комиссии — начиная с Минтранса). Теперь, когда сама катастрофа забыта всеми, кроме родственников, можно озвучить самый удобный для всех вывод.

А журналисты сами виноваты — нечего было раньше времени раскрывать военные тайны.

Александр Потапов

Источник: “Life”

Ранее

Назад брода нет

Далее

Спектакль для покупателя

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru