Главная / Общество / «ВИМ-авиа» поймали на опасных самолётах

«ВИМ-авиа» поймали на опасных самолётах

Проверка Ространснадзора показала, что в «боинге» авиакомпании был неисправен модуль воздушных данных, а правила обслуживания самолётов регулярно нарушались

Сразу в нескольких аэропортах страны наблюдается настоящий коллапс, который устроила авиакомпания «ВИМ-авиа»: туристический сезон начался с отмены всех чартерных рейсов. По данным Лайфа, причины могут быть очень серьёзными. Недавно Ространснадзор уличил авиакомпанию в том, что самолёты уходят в рейс с неисправным оборудованием и техники об этом знают. Другие самолёты долго простаивали без необходимого техобслуживания и консервации. Сама «ВИМ-авиа» погрязла в долгах, поэтому закладывает в банках даже авиационные двигатели от своих самолётов.

Веерный сбой

В минувшую пятницу «ВИМ-авиа» отменила все чартерные рейсы на две недели. Компания объяснила это тем, что три широкофюзеляжных самолёта не вернулись с планового техобслуживания. В итоге борты не летали из Домодедово в турецкую Анталью, Ереван, Казань, Симферополь.

Первый крупный сбой в Москве произошёл 29 мая. Как писал Лайф, сотни разгневанных пассажиров зависли в Домодедово из-за неисправности борта. Некоторые ждали вылета больше суток и жаловались, что им не дали еды и положенного номера в отеле.

Но в регионах задержки рейсов «ВИМ-авиа» появлялись ещё в начале года. В Уфе, Анадыре, Санкт-Петербурге пассажиры с декабря-января не могли вовремя вылететь. В регионах транспортные прокуратуры уже начали внеплановые проверки перевозчика.

Автопилот под угрозой

В распоряжении Лайфа оказались результаты недавней проверки «ВИМ-авиа», которую проводил Ространснадзор. Они многое объясняют.

В начале года Приволжская транспортная прокуратура попросила местный авиационный надзор изучить несколько широкофюзеляжных «боингов», которые «ВИМ-авиа» эксплуатировала для дальних полётов. Этот лайнер вмещает более 300 пассажиров. Итог проверки: 777-й «боинг» поднимали в воздух с заведомо неисправным модулем воздушных данных. Причём руководство знало об этой проблеме.

— Допускается преднамеренное введение неисправности на ВС с дальнейшим допуском его к полётам с отложенным дефектом, — говорится в материалах проверки. — На воздушном судне Boeing 777-200ER был установлен заведомо неисправный блок ADIRU, и воздушное судно осуществляло полёты.

Фото © Lx-photos

Фото © Lx-photos

ADIRU расшифровывается как Air Data / Inertial Reference Unit — «блок воздушных данных и инерциальной системы». Это «электронный мозг», который собирает с внешних датчиков на фюзеляже информацию о давлении воздуха, об угле атаки крыла и десятках других показателей воздушного потока. Всё это нужно, чтобы пилоты знали о скорости, направлении полёта и положении лайнера в пространстве. Часть данных с ADIRU необходима для правильной работы автопилота.

— Модуль ADIRU похож на обычную чёрную коробку, — рассказывает авиационный техник, который обслуживал самолёты «ВИМ-авиа». — Таких модулей в самолёте три. Один — для командира судна, другой — для второго пилота, а третий — дублирующий, на случай, если основной откажет. Данные с модуля выводятся на дисплеи в кабине.

По словам техника, возможно, блок не заменили сразу из-за дороговизны: один модуль стоит «как квартира в Москве с видом на Кремль».

Также проверка обнаружила, что ещё один 777-й «боинг» стоял в ангаре без технического обслуживания почти месяц.

— На воздушном судне Boeing 777-200, не выполняющем полёты с 05.01.2017 по 27.01.2017, не выполнен комплекс работ по подготовке к хранению на срок более 7 дней, а также периодические работы в процессе хранения через 7 и 14 дней, — написано в документах Ространснадзора.

Второй авиатехник, с которым поговорил Лайф, считает, что это достаточно серьёзное нарушение.

— Weekly check [еженедельная проверка] должна проводиться, и всё это должно быть отражено в документации обязательно, — сообщил он Лайфу. — Если, например, техники провели, но не отобразили в документации, то им потом придётся это всё доказывать. И в случае если будет какая-то критическая неисправность, которая потом приведёт к авиационному происшествию, то, когда это всё будут расследовать, [сотрудников] могут ждать большие неприятности.

В итоге ведомство обязало авиакомпанию устранить все нарушения до марта 2017 года.

На запрос Лайфа пресс-секретарь авиакомпании «ВИМ-авиа» Елена Федорова ответила, что информация о технических проблемах самолётов не соответствует действительности, однако не стала объяснять, почему.

Между тем в распоряжении Лайфа имеются документы, подтверждающие каждое описанное нарушение.

Движок под залог

В целом понятно, почему «ВИМ-авиа» не спешит вкладываться в ремонт оборудования и обслуживание самолётов. С 2014 года компанию пытаются обанкротить Сбербанк и ВТБ. Суд удовлетворил один иск ВТБ о взыскании 2,8 млн долларов по кредитам. А размер задолженности «ВИМ-авиа» перед Сбербанком превысил 4,3 млрд рублей в 2015 году.

Из свежего — ещё три банка требуют с авиакомпании 3,3 млрд рублей. Московский арбитраж в январе уже удовлетворил иск Мосстройэкономбанка к «ВИМ-авиа» на сумму 980 млн рублей.

Возможно, поэтому с декабря 2016 года авиакомпания активно закладывает в счёт обеспечения займов своё оборудование. Как выяснил Лайф, сейчас в залоге у банков «Зенит» и «Образование» находится более 20 авиационных двигателей марок Rolls-Royce, Pratt&Whitney и французских CFM. Они не новые — выпущены не позднее 1995 года.

Движок — один из самых дорогих узлов самолёта. Он стоит около 200 миллионов рублей.

При этом госконтрактов у «ВИМ-авиа» всё меньше и меньше: если в 2015-м с ней заключили 13 контрактов, то в 2016-м — только пять.

Авиакомпания пообещала Лайфу прислать развёрнутый комментарий о финансовом состоянии, однако на момент выхода публикации редакция его так и не получила.

С директора спросили за коляску

А 25 мая завершилась ещё одна проверка Ространснадзора, которую ведомство начало в «ВИМ-авиа» из-за жалоб пассажиров. Она шла 20 дней, и по её итогам нашли семь нарушений воздушного законодательства и прав пассажиров.

Например, людям, чей рейс задержали, «ВИМ-авиа» не предоставляла гостиницы и питание. Последние события в Домодедово говорят, что компания так и не повернулась к клиентам лицом.

— Пассажирам из Санкт-Петербурга, Москвы, Симферополя не предоставляли дополнительные услуги, положенные при задержке рейса, — перечисляется в документах Ространснадзора. — Также пассажиров не уведомляли заранее о том, что рейс будет перенесён.

И такое происходит не первый раз: в 2016 году пассажирам тоже не выдавали бесплатных прохладительных напитков и не размещали их в гостинице при долгом ожидании рейса. В распоряжении редакции есть описание каждого случая и фамилии людей, чьи права были нарушены.

Самый показательный случай, зафиксированный в материалах майской проверки. Из Москвы в Магадан летел мальчик-инвалид. Его коляску попросили сдать в багаж. Во время полёта в багажном отсеке она сломалась, а по прилёте авиакомпания не стала сразу компенсировать её стоимость. В итоге мать с сыном вынуждены были добираться домой с помощью подручных средств, что доставило им серьёзные неудобства.

За нарушения, в том числе и за коляску, спросили с генерального директора «ВИМ-авиа» Александра Кочнева. Именно он значится в документах прокуратуры как ответственный за все выявленные «косяки».

На контроле в Минтрансе

5 июня авиакомпания «ВИМ-авиа» отменила свыше 20 рейсов из Антальи в города России. Об этом говорится в официальном сообщении авиаперевозчика. В частности, «ВИМ-авиа» отказалась от выполнения чартеров из турецкого курорта в Москву, Нижний Новгород, Краснодар, Самару, Белгород и Челябинск.

Ситуация с «ВИМ-авиа» уже привлекла внимание в Минтрансе. Глава ведомства Максим Соколов сообщил журналистам, что пока не видит основания отзывать у перевозчика сертификат, но говорит, что ситуация у него «на контроле».

Губернатор Магаданской области Владимир Печёный, например, уже обратился к главе Росавиации Александру Нерадько с просьбой принять срочные меры в отношении авиакомпании. А люди из аппарата правительства так комментировали регулярные отмены рейсов: «Это свинство».

Алексей Веларов

Источник: «Life»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru