«Вертолеты России» поднимутся на мирном небе

Холдинг расширит поставки гражданской техники

«Вертолеты России» начинают пересмотр стратегии развития. Холдинг прогнозирует спад военных заказов после выполнения основной части заказов Минобороны и ожидаемое снижение доли военной техники в мировом спросе. Теперь «Вертолеты России» хотят в четыре-пять раз увеличить поставки гражданской продукции в РФ и на традиционные рынки Азии. Другое направление, призванное компенсировать снижающиеся военные заказы,— развитие сервисных услуг.

Присутствие входящих в «Ростех» «Вертолетов России» в гражданском и военном сегменте мирового рынка в 2016 году в стоимостном выражении снизилось на 2 п.п., до 10,4%, а в количественном выражении осталось практически на том же уровне, говорится в отчете холдинга. Компания отмечает, что с 2011 по 2014 год была «положительная динамика, связанная с опережающими поставками» по контракту с Минобороны (более 600 вертолетов до 2020 года). Но в 2015–2016 годах поставки снизились: в 2016 году «Вертолеты России» уменьшили продажи до 189 машин в 13 стран (в 2015 году — 212 штук в 17 государств), а выручка от реализации техники снизилась с 177 млрд руб. до 165,8 млрд руб. Изменилась и структура заказчиков: на госзаказчиков РФ пришлось 52% (47,2% — в 2015 году), на ВТС — 39% (44,3% в 2015 году), лишь 9% (8,5%) ушло коммерческим заказчикам. На конец 2016 года портфель твердых заказов холдинга составил 396 вертолетов на 466 млрд руб.

В условиях кризиса и санкций главной задачей «Вертолеты России» видят сохранение объемов производства. Компания рассчитывает получить максимальную выгоду от внутреннего рынка — как в военном, так и в гражданском сегменте, а также укрепить лидерство на растущих рынках, включая Китай, Индию и Латинскую Америку. В 2017 году холдинг рассчитывает нарастить поставки вертолетов более чем на 15%, а выручку — на 14%. По плану поставок до 2020 года, 41,2% заказов будет выполнено в 2017 году (192 млрд руб.), еще 39,9%, на 186 млрд руб.,— в 2018 году, оставшиеся 18,9%, на 88 млрд руб.,— в 2019–2020 годах. Ключевые рынки — РФ и Ближний Восток, портфель заказов — 129 млрд руб. и 128 млрд руб. соответственно. Африка купит технику на 169 млрд руб., Китай и Индия — на 17 млрд руб. Меньше всего поставок придется на СНГ — 5 млрд руб.

 В отчете со ссылкой на исследование Forecast International подчеркивается, что в ближайшие десять лет изменится структура мирового спроса на вертолеты и прогнозы по военному сегменту выглядят «менее оптимистично». В 2017 году емкость рынка военных вертолетов оценена в $16,1 млрд, а гражданских — в $4,6 млрд, а к 2026 году доля военной техники сократится до $12,8 млрд, тогда как гражданской — вырастет вдвое, до $8,3 млрд. Основную нишу — 41% — займут легкие, средние и среднетяжелые вертолеты, доля тяжелых, сверхтяжелых и боевых составит 34,2%.

По мнению гендиректора «Вертолетов России» Андрея Богинского, компания «обязана корректировать планы и стратегию развития в соответствии с прогнозируемыми ситуациями». По его словам, «прежде всего речь идет об увеличении доли гражданской продукции в продажах, где уже есть заметные результаты». Если в 2016 году холдинг поставил всего 16 гражданских машин, то планы на 2017 год предполагают увеличение продаж в четыре-пять раз, до 70–80 вертолетов (16 уже реализованы). Господин Богинский отметил, что холдинг выводит на рынок новые модели — «Ансат», Ми-171А2, Ми-38 и Ка-62, основные потребители гражданской продукции — авиакомпании РФ, Минздрав, лесопромышленный комплекс и пожарная безопасность. Интерес к гражданским вертолетам проявляют в Китае, Юго-Восточной Азии, СНГ, на Ближнем Востоке, рассказали “Ъ” в холдинге.

Второе направление — диверсификация источников доходов за счет увеличения доли сервиса, говорится в отчете, в 2016 году она выросла с 17,4% до 21,3%. Андрей Богинский отметил, что холдинг рассчитывает на развитие сервиса в формате «единого окна» с последующим переходом на контракты жизненного цикла. При сокращении спроса на продукцию ремонт и модернизация вертолетов «станут как никогда актуальными», считает глава «Вертолетов России».

Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что основной спрос на военные вертолеты и технику двойного назначения пришелся на 2010–2012 годы, но сейчас основной интерес заказчиков связан с гражданской продукцией. В этом сегменте у холдинга серьезная конкуренция со стороны американской Sikorsky, европейской Airbus Helicopters и англо-итальянской AgustaWestland, пояснил он. Российская вертолетная техника известна неприхотливостью и умением работать в сложных условиях, поэтому сможет занять свою нишу на рынке, считает эксперт.

Елизавета Кузнецова

Источник: “Коммерсантъ”

Ранее

Минфин и Минздрав поссорились из-за акцизов

Далее

«Мираторг» подаст телятину

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru