Что изменилось в РЖД за два года президентства Олега Белозерова
Двадцатого августа исполняется два года с того момента, как молодой технократ из Минтранса Олег Белозеров возглавил РАО «РЖД», сменив на посту Владимира Якунина. Эксперты считают, что особых достижений за это время компания не продемонстрировала: важные реформы отложены, старые проблемы остались неразрешенными. В госкомпании также, как и раньше, замечены неэффективные траты. Главным же достижением Российских железных дорог, пожалуй, можно считать разве что возросшие доходы топ-менеджеров.
Круговая порука?
В начале августа Ространснадзор опубликовал итоги проверки подмосковных электричек. Связано это было с произошедшим в апреле этого года инцидентом, когда в районе Кунцево столкнулись пассажирский электропоезд и грузовой состав. В результате аварии за медицинской помощью обратились 30 человек, восемь госпитализированы. Проверка выявила многочисленные нарушения работы электропоездов, в частности, тормозных и противопожарных систем. Обнаружились и проблемы с «формальными» ремонтами электричек в мотовагонных депо РЖД. Другими словами, для полумиллиарда пассажиров, которые в год пользуются услугами московских электропоездов, столь тесное знакомство в РЖД может быть попросту небезопасным.
При этом в Российских железных дорогах заявляют, что только в 2016 году инвестировали 16 млрд руб. в обновление парка пригородных поездов, закуплено 232 новых вагона, выполнен капремонт 877 вагонов на 2,6 млрд руб.
По словам главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, заказчик не мог не замечать отсутствия необходимого ремонта. Такое положение может быть следствием «либо коррупции, либо служебного несоответствия, либо речь идет о круговой поруке в ремонтном комплексе АО «РЖД» и ЦППК».
Нерыночный характер отношений
Вместе с тем деньги РЖД тратит, словно руководство госкорпорации и не слышало про экономию. Профессиональные аудиторы «Делойт» (Deloitte) выяснили, что одна лишь оптимизация расходов позволила бы Российским железным дорогам сэкономить от 95 до 130 миллиардов рублей по итогам 2016 года.
РЖД, например, расточительно на закупках. Средний размер скидки по контрактам составляет всего 1,8%, а это худший показатель среди крупнейших госкомпаний. Аудиторы сочли, что низкая эффективность тендеров может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью».
Аудиторы считают, что нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора.
Еще одной возможностью снижения расходов для Российских железных дорог могла бы стать оптимизация штата. В компании слишком раздут управленческий аппарат, его сокращение на 4% помогло бы госкорпорации сэкономить еще порядка 25–60 миллиардов рублей. Вот только прислушается ли к советам аудиторов руководство РЖД?
Аффилированный бизнес
В то же время монопольные интересы РЖД растут, и выглядят они порой достаточно сомнительно. Так, компания «Тринфико пропети менеджмент» намеревалась приобрести 100% «УВЗ-логистик» (входит в транспортную группу «Уралвагонзавода») в интересах НПФ «Благосостояние», учрежденного РЖД. При этом финансовое состояние вагонного оператора близко к критическому. «УВЗ-логистик» должен материнской компании 24,4 млрд рублей, еще 91,5 млрд рублей составляет долг оператора и банкам, в частности Газпромбанку и Сбербанку. Таким образом «Тринфико пропети менеджмент» после покупки взял бы на себя налоговую нагрузку более 120 млрд рублей.
Но интрига в этой сделке, конечно, присутствовала. «УВЗ-Логистик» владеет 27,5 тысячами единиц железнодорожного подвижного состава. Приблизительная доля компании на рынке – 5,7%. В свою очередь, «дочка» РЖД – Федеральная грузовая компания, имеет 72,8 тысяч единиц подвижного состава, а это 15% от внутреннего рынка. Таким образом, приобретя оператора, РЖД бы легче диктовать другим участникам рынка свои условия. Впрочем, покупка не удалась: антимонопольная служба отказала структурам РЖД в приобретении «УВЗ-Логистик». ФАС счел, что в этом случае у РЖД появится возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления железнодорожного подвижного состава.
Деловые люди
Стоит сказать и о том, что деятельность менеджмента РЖД привлекает внимание правоохранительный органов. Так, Генеральная прокуратура начала в РЖД доследственную проверку, через месяц после начало которой был уволен начальник департамента управления имуществом РЖД Павел Потопов. При этом есть вероятность, что в будущем РЖД покинет и еще один топ-менеджер – первый замглавы Петр Кацыв. Его сын Денис в США не вылазит из судов, активы Кацыва-младшего на 24 млн долларов арестованы. Денис Кацыв – собственник компании Prevezon Holdings, которая была заподозрена в выводе из России денежных средств. Нелады с законом у семьи Кацывов есть не только в США, но и в Израиле. Тамошние правоохранителей подозревают, что Кацывы занимались «отмыванием».
Источники успеха
Но, может, специфическая активность менеджмента госкомпании не так и важна, главное как работает РАО «РЖД». Цифры на первый взгляд впечатляют. За 2016 год чистая прибыль РЖД по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) увеличилась на 25,8% до 10,294 млрд руб. Доходы увеличились на 7,1%, до 2,133 трлн руб., операционные расходы – на 9,4%, до 2,095 трлн руб.
Правда, эксперты не усматривают тут больших поводов для радости. Бодрые показатели РЖД не совсем связаны с талантливым менеджментом Олега Белозерова. Например, ставка НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18 до 10%, а с 2017 года вообще составила 0%. Вот и один из секретов прибыли.
Кроме того, государственная поддержка РЖД осталась. В прошлом году в капитал перевозчика было внесено 25 млрд рублей, в 2015 году более 121 млрд рублей в и немногим менее 29 млрд рублей – в 2014 году.
При этом, как уже сообщала газета «Наша версия», известно, что в этом году тарифы монополии выросли на 6%. И это на 2% больше, чем прогнозируемая инфляция. Кроме того, у компании есть налоговые льготы по налогу на имущество, что также дает немалую экономию средств.
В этой связи как-то нелогичным выглядит заработок Олега Белозерова, который за прошлый год составил свыше 170 млн рублей, увеличившись в два раза по сравнению с 2015 годом. Ведь по большому счету в работе РЖД с пришествием Олега Белозерова мало что изменилось: траты, как и прежде, остаются неэффективными, зарплаты топ-менеджмента высокими, а бизнес аффилирован с нужными людьми.
Для обычных же россиян все осталось неизменным и стабильным. Билеты на поезда дороги, в расписании электричек по-прежнему нет уверенности, а вагоны электропоездов за редким исключением остаются старыми и грязными. Теперь, правда, после отчета Ространснадзора пассажиры стали еще и задумываться, а насколько вообще безопасно в этих электричках ездить?
Александра Волкова
Источник: “Версия”