Продажи на рынках и ярмарках сократились на 10% за год
Эксперты видят причину в уменьшении числа рынков и ярмарок. Покупателям становится выгоднее покупать товары в супермаркетах.
По данным Росстата, в июле 2017 года на российских рынках и ярмарках было продано товаров на 161 млрд рублей. Это на 8% меньше, чем в прошлом году. При этом если сравнить семь месяцев 2017 года и аналогичный период 2016 года, то снижение ещё больше — на 10%.
Эксперты говорят, что рынков становится всё меньше.
— Вы вспомните, что происходило в Москве в последние годы. Рынки массово закрывали, вводили дополнительные ограничения для продавцов. Дело не в том, что люди не хотят там покупать. Просто рынков нет, и покупки перемещаются в супермаркеты, — считает Светлана Авдашева, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ.
По словам Авдашевой, посчитать реальный объём продаж на рынках и ярмарках очень сложно. Не хватает отчётности от продавцов. У многих из них нет даже кассового аппарата.
— Не получится обязать каждого торговца обзавестись кассовой аппаратурой. Кроме того, торговля на рынке и без этого наполнена различными организационными тонкостями. Рынки и ярмарки можно организовывать только в специальных местах, согласованных с местными властями, там должна быть охрана, контейнеры для бытовых отходов, документы о соответствии продукции всем санитарным нормам и т.д. В том числе и по этой причине рынков и ярмарок становится меньше, — добавила эксперт.
Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления Ассоциации “Руспродсоюз”, отметил, что “тенденция к снижению оборота розничных сельскохозяйственных рынков” наблюдается уже несколько лет.
— Так, в январе-июне 2017 года доля столичных рынков в общем обороте розничной торговли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 2,3%, — сказал Дмитрий Леонов. — Если говорить о стране в целом, то за прошлый год доля продаж на рыках и ярмарках упала на 7,4%.
При этом популярность супермаркетов продолжает расти. На данный момент розничные сети уже занимают более 50% рынка (при этом лидирующие сети — более 25%), пояснил Дмитрий Леонов.
— Основная причина такой динамики, на наш взгляд, в изменении культуры потребления, в активном развитии такого современного формата торговли, как розничные сети. Кроме того, в последнее время ряд сетей смог предложить покупателям выбор свежих продуктов, а именно за ними ранее покупатели шли на рынки. Также одной из причин является снижение покупательской способности населения: покупатели сегодня очень сильно зависимы от скидок и промоакций и за ними они часто идут в торговые сети, — пояснил Дмитрий Леонов.
Тем не менее, считает эксперт, для комфорта потребителей и гармоничного развития производителей рынку необходимо разнообразие.
— Поэтому, мы считаем, нужно усилить развитие сельскохозяйственных ярмарок, в том числе и за счёт дополнительных мер поддержки малого бизнеса, — считает Леонов.
Источник: “Life”