Рустам Минниханов: «Программные продукты – хорошие инструменты похоронить деньги»

Как президент РТ завязал дружбу с посланцем уральского олигарха Искандера Махмутова и дал исчерпывающее определение работе минтранса РТ

«Смотрите, чтобы полученные деньги потом не искали!» — призывал на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» Рустам Минниханов айтишников, разрабатывающих виртуальную карту региона. Глава «Нижнекамскнефтехима» рассказал о праздновании 50-летнего юбилея, а в эпицентре внимания оказалась Уральская горно-металлургическая компания, с которой тут же попытались подружиться татарстанские нефтяники. Как дорожники вновь оказались под огнем критики президента, выслушал «БИЗНЕС Online».

Азат Бикмурзин
Азат Бикмурзин: «Мы намерены закрыть потребности потребителей шин любых типов и выпускать каучук нового, пятого поколения, фактически который на данном этапе в мире выпускают единичные компании»

Бикмурзин пообещал начать выпуск нового каучука и накормить всех на юбилее НКНХ

Очередное заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» состоялось накануне в Доме правительства Татарстана. Оглашая повестку дня встречи, президент РТ Рустам Минниханов сразу подчеркнул, что впереди — достаточно увлекательные вопросы. Например, сам он с нетерпением ждал доклада гендиректора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына. Минниханов напомнил, что делегация республики уже побывала на предприятии и особенно отметила для себя музей военной техники. «Такого в мире нет!» — воскликнул Минниханов, заметив, что для детей из Татарстана по этому поводу даже организовали специальный конкурс, где победители получат в подарок поездку в тот самый музей при уральском заводе.

Тем не менее первым в повестке дня стоял вопрос «родного» предприятия. В этом году ПАО «Нижнекамскнефтехим» отмечает свое 50-летие, о грядущем празднестве рассказал гендиректор предприятия Азат Бикмурзин. Начал он с истории, отметив, что строительство НКНХ началось с постановления ЦК КПСС от 23 июля 1958 года, когда стране не хватало синтетических каучуков, пластических масс и изделий из них для нужд промышленности. «Уже 31 июля 1967 года был принят в эксплуатацию первый блок центральной газофракционирующей установки мощностью 750 тысяч тонн в год. Этот день и стал днем рождения нашего предприятия», — гордо заявил гендиректор.

Бикмурзин напомнил, насколько важно нижнекамское производство, которое выпускает несколько видов каучука. Например, за 2016 год НКНХ выпустил 270 тыс. тонн изопренового каучука, который используется для производства титана и алюминия. «В наших планах реализация крупномасштабного проекта — увеличение производительности изопренового каучука СКИ до 420 тысяч тонн», — обратил внимание глава НКНХ. Кроме того, к 2021 году планируется довести мощность производства СКД-Н (неодимовый каучук) до 320 тыс тонн, бутиловый и галобутиловый каучук (используется для твердого ракетного топлива, а также для антикоррозионных покрытий) до 220 и ДССК (дивинилстирольный каучук) до 60 тыс. тонн соответственно. «Дивинилстирольный каучук для шин — это новый продукт, который разрабатывается в настоящее время на НКНХ. В планах в 2020 году начать выпускать периодическим способом около 60 тысяч тонн в год. Мы намерены освоить выпуск пяти марок такого каучука, чтобы закрыть потребности потребителей шин любых типов и выпускать каучук нового, пятого поколения, фактически который на данном этапе в мире выпускают единичные компании», — глубоко погрузился в технические подробности глава предприятия.

«Ведущее предприятие! Восьмого числа, значит, будем [праздновать]? Кормить будете хорошо, да?» — поинтересовался глава республики и услышал обещания от Бикмурзина устроить обширную праздничную программу в честь юбилея нижнекамского предприятия.

Андрей Козицын и Рустам Минниханов
Представляя Андрея Козицына (слева), Минниханов заметил, что гость из Урала — «большой начальник»: «586 миллиардов рублей выручка, 100 тысяч человек персонала — как не большой?»

«Большой начальник» из Урала зазвал Татарстан в гости

В  очередной раз представляя Козицына, Минниханов заметил, что гость из Урала — «большой начальник». «586 миллиардов рублей выручка, 100 тысяч человек персонала — как не большой?» — расхваливал отнекивавшегося гостя президент РТ. «Мы каждый месяц так встречаемся», — похвастался Козицыну глава республики и наконец дал ему слово.

Тот отметил, что в их компанию (основной бенефициар — №19 в российском Forbes Искандер Махмутов) входит 11 горных предприятий, три металлургических завода и три завода по переработке меди. «По году копаем примерно 25 миллионов тонн по руде», — заметил Козицын. «Наиль, может быть, в тяжелых остатках у вас металлы будут? Может быть, поучиться у них, как они извлекают?» — обратился явно переполненный энтузиазмом к сотрудничеству Минниханов к гендиректору «Татнефти» Наилю Маганову. Гость с Урала, в свою очередь, в ответ на доброжелательную гостеприимность хвалил и Татарстан: «Учимся у вас, немножко занимаемся самолетами. Успехи, правда, не такие, как у вас. Маленькие самолетики делаем, тем не менее по всей стране летают». Входят в уральскую компанию и автопромышленные предприятия, одно из которых — АО «ШААЗ» — уже сотрудничает с челнинским КАМАЗом.

Также компания активно продвигает кабельную промышленность, которая представлена тремя заводами и одним НИИ. С 2006 года в составе УГМК работает крупнейшая в России угольная компания, специализирующаяся на добыче каменного угля открытым способом. По объемам добычи ОАО «УК „Кузбассразрезуголь“ занимает второе место в России (13% от общего объема угледобычи страны). В компанию входит и технический университет УГМК, который, собственно, и выпускает кадры для работы на основных направлениях уральских предприятий. „Отдельная история — спорт. С вами сложно конкурировать, но уже второй год занимаемся хоккейным клубом „Автомобилист“, а также есть женский баскетбольный клуб, и развиваем направление настольного тенниса», — поделился Козицын, чем вызвал одобрительную реакцию Минниханова.

Альберт Шигабутдинов (в центре)
Альберт Шигабутдинов (в центре): «Не нужна вам сера гранулированная?»

В диалог с уральским коллегой вступил гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов. «Вы где у себя при выплавке используете никель?» — обратился он к Козицыну и узнал, что данный вид металла нужен УГМК только в чистом виде.

— Вы тягач показали — электровоз. Сколько стоит? — продолжал искать точки взаимодействия Шигабутдинов.

— 65 – 70 миллионов рублей. Да, дорого, дорого. Но там стоит правильное оборудование. Это же маневровый, это маленький паровоз. Посмотрите, сколько будет стоить солярка. Я не рекламирую, давайте приедем — все покажем, — оправдывался Козицын.

— Арматура сколько стоит?

— 26 тысяч рублей.

— Не нужна вам сера гранулированная? — продолжал допрос глава ТАИФа.

— Не знаем, что со своей делать, — как будто отбивался гендиректор УГМК.

Казалось, что диалог нефтеперерабатывающего предприятия РТ и огромной уральской компании ни к чему не привел. Однако министр промышленности РТ Альберт Каримов подчеркнул, что к сотрудничеству с уральцами проявили интерес «Таткабель», КАМАЗ, ПОЗиС, Зеленодольский завод им. Горького, «Татэнерго».

— Нам нужно, чтобы большинство поставок стало напрямую, — указал на самый важный момент министр.

— А щебень у вас тоже есть? Мы же очень много щебня покупаем, — вдруг вспомнил Минниханов и здесь тут же нашел положительный ответ от уральского гостя.

Глава ТНХИ-Х Рафинат Яруллин добавил, что есть для УГМК и татарстанские предложения по науке — шлакообразующие смеси и различные огнеупоры. «Сегодня же подпишем соглашение о сотрудничестве между республикой и УГМК», — заключил явно довольный встречей президент РТ.

Рафинат Яруллин
Рафинат Яруллин добавил, что есть для УГМК и татарстанские предложения по науке — шлакообразующие смеси и различные огнеупоры

«Давайте новые технологии используйте!»

Следом слово было передано второму не менее почетному гостю — гендиректору АО «Оренбургские минералы» Андрею Гольму, который, в отличие от первого спикера, решил выступать не с места, а с высокой трибуны. Его предприятие — Киембаевское горно-обогатительный комбинат — расположено в Оренбургской области на границе с Казахстаном и Челябинском. По словам гостя, сегодня это мировой лидер по производству хризотилового волокна.

«А это волокно — что это такое?» — живо поинтересовался Рустам Нургалиевич у несколько застенчивого Гольма. Тот терпеливо пояснил, что это одна из разновидностей асбестового волокна. В числе основных свойств — безопасность для здоровья, высокие огнеупорные показатели, это и хороший абсорбент. В большинстве случаев используется в строительстве и дорожных работах. Не успел Андрей Альбертович закончить свой доклад, как президент РТ его снова перебил: «Как мы можем использовать этот материал? Он для чего используется в дорожном хозяйстве?» Глава «Оренбургских минералов» пояснил, что хризотил хорошо держит битум и используется в дорожном хозяйстве в качестве добавки взамен целлюлозным. Экономия при использовании волокна, по словам Гольма, составляет порядка 1 млн рублей с километра.

— Мы эту добавку взяли у буржуев. У них все дороги находятся в горах — Альпы, Пиренеи, то есть там, где они до сих пор асбест… — пояснял гендиректор предприятия.

— Взяли со спросом или без спроса? — в шутку спросил Рустам Нургалиевич.

— Кто их спрашивал? — поддержал шутку Гольм, как вдруг в беседу вмешался замминистра дорожного хозяйства РТ Артем Чукин, замещавший сегодня министра Ленара Сафина.

— Мы применяли хризотол на федеральной дороге на подъездах к Ижевску. К сожалению, результат там получился отрицательный.

— Это же не мы, — попытался сразу же оправдаться Гольм в глазах руководства республики.

Андрей Гольм
Андрей Гольм отметил, что хризотил хорошо держит битум и используется в дорожном хозяйстве в качестве добавки взамен целлюлозным. Экономия составляет порядка 1 млн рублей с километра

Но Чукин не исключил такой возможности. Он сообщил, что в республике сегодня есть уже один экспериментальный участок с хризотопом. Сегодня при прокладке дорог используются добавки типа виатопа, которые являются фактически целлюлозой.  По нормам Росавтодора она совершенно безопасна для здоровья людей, в отличие от хризотопа, который нормативом и вовсе запрещен.

— Насколько отрицательно? — сразу же перебил негостеприимного замминистра дорожного хозяйства РТ Рустам Нургалиевич. — Двигатель внутреннего сгорания еще более отрицательно влияет. Знаешь, сколько мы денег на дороги тратим? На три-четырегода у нас верхнего слоя только [хватает].

— 5 килограммов на тонну. И там, и там расход один. Никакого меньшего расхода тут нет, — вставил Чукин еще один аргумент в противовес «разработки», чем окончательно рассердил президента РТ.

— Давайте так! Экспериментальную дорогу сделайте. Вместе с ними супервайзеров своих поставьте. Мы посмотрим. Вы самые умные — деньги тратить. Давайте новые технологии используйте! Говенные дороги делаете… — не удержался под конец от крепкого словца Минниханов.

Президент предложил заложить участок дороги в качестве эксперимента с новым волокном, чтобы выбрать самый лучший участок. Он также поинтересовался, где еще можно использовать новшество. А когда услышал, что хризотоп используется еще и в строительстве, то вспомнил и про министра строительства, ЖКХ и архитектуры РТ Ирека Файзуллина. Тому поручили подключить студентов КГАСУ, чтобы они оценили новое волокно.

— Не слушай его. Замминистра сразу хотел тебя отшить. Не получится у него! — утешал гостя в лице гендиректора АО «Оренбургские минералы».

— Мы его уже использовали, Рустам Нургалиевич, — никак не унимался бесстрашный Чукин.

— Нет, знаете ли, мы, может, и использовали. Мы суп варим когда, то там все продукты одинаковые и хозяйки разные, и получается по-разному, — снова бросил Рустам Нургалиевич камень в огород минтранса.

Искандер Бариев
Искандер Бариев рассказал о состоянии разрабатываемой 4D –геоинформационной платформы на территории Татарстана

«Марат Готович потом приписки не сможет сделать? Все данные сейчас оцифруешь, да?»

После этого Минниханову доложили о состоянии разрабатываемой 4D – геоинформационной платформы на территории Татарстана. По этому вопросу доложил проректор – начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности АНО ВО «Университет Иннополис» Искандер Бариев. Он напомнил, что 19 июня этого года был одобрен проект, основная цель которого — создание комплексной системы в области дистанционного зондирования земли, повышение эффективности в управлении за счет оцифровки региона. Завершить проект планируется в августе 2019 года.

«Ожидаемый результат — это создание цифровой модели [региона]. То есть у нас есть 3D-модель высокоточная, 67 тыс. кв. км на территории РТ с детализированной моделью городов и некоторых объектов. У нас Казань, Челны — в масштабе 1:500, все населенные пункты — 1:3000. Будут отдельные объекты, которые высокоточны. Сейчас приступаем к созданию облачной 4D — геоинформационной платформы. У нас будет возможность автоматически получать информацию по изменению во времени. Сняли в мае, в сентябре, после чего система автоматически будет выдавать „алерты“ по изменениям», — попытался пояснить смысл своей разработки Бариев.

— Это компания, о которой Иван Михайлович Бортник напоминал — AeroNet. Там национально-технологическая инициатива. Здесь еще и продолжение того, что с Андреем Юрьевичем Ивановым (видимо, речь о замминистра финансов РФ — прим. ред.) обсуждали, — вмешался министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов.

— Смотрите, чтобы полученные деньги потом не искали! Как правило, программные продукты и такие виртуальные вещи — это хорошие инструменты похоронить деньги. Нужно, чтобы потом продукт какой-то появился. Никто же не разбирается в этом, — с усмешкой ответил многоопытный Минниханов, однако через секунду на полном серьезе добавил. — Купили, что-нибудь там написали, исследование какое-нибудь… Головой отвечаешь!

Роман Шайхутдинов (в центре)
Минниханов поручил Роману Шайхутдинову (в центре) лично курировать и поэтапно докладывать об итогах работы

— Вот 36 тысяч [квадратных метров] полей у нас в РТ. Из них 15 тысяч уже оцифровали. Задача — до конца года завершить. С Маратом Готовичем (Ахметовым — министр сельского хозяйства РТ — прим. ред.) делаем.

— Марат Готович потом приписки не сможет сделать? Все данные сейчас оцифруешь, да? — продолжал шутить Минниханов.

Он поручил Шайхутдинову лично курировать этот вопрос и поэтапно докладывать об итогах работы.  «AeroNet. Как бы ты не улетел. Смотри! Давай держись за землю!» — обратился к Бариеву президент РТ.

Завершающим же пунктом повестки заседания совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинг» стало обсуждение татарстанского нефтегазохимического форума – 2017, который в этом году ожидаемо будет посвящен 50-летию образования НКНХ. Об этом напомнил гендиректор ОАО «Казанская ярмарка» Лев Семенов. По его словам, открытие форума состоится 6 сентября в 9:00, где будет четыре отраслевых выставки. Ожидается более 2 тыс. гостей, представляющих 213 предприятий 45 городов России и 7 стран мира, в том числе 46 компаний из РТ. Четверть из них впервые приедет на форум. «Не мучайся! Долго читаешь. Что нужно? К кому, какие вопросы? Все мы придем туда, — оборвал Семенова президент РТ. — Деньги дали — самое главное! Остальное за тобой. Мы придем. Хорошие секции должны быть, чтобы не просто на пленарке, а чтобы я пришел и интересные речи мог послушать. А то приходим там на пленарку только. Поздравили и ушли. Но там же много интересных секций бывает!» Рустам Нургалиевич поручил пригласить на форум студентов КФУ, КГЭУ и других вузов.

На этой позитивной ноте Минниханов закончил заседание и пригласил всех в соседний кабинет, чтобы за закрытыми дверями подписать то самое соглашение о сотрудничестве с Уральской горно-металлургической компанией.

Максим Кирилов, Елена Галеева

Источник: “Бизнес Online”

Ранее

Главная загадка Манхэттена: что в кошельке у Дональда Трампа?

Далее

«Справедливости в деле Серебренникова!»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru