Регулятор Дискуссии

Банк России зачищает информационное пространство от критиков?

Лето этого года прошло под знаком многочисленных скандалов с ЦБ. Сначала регулятор, можно сказать, убрал с рынка банк «Югру», что возмутило как участников профессионального сообщества, так и Генпрокуратуру. Затем ЦБ начал санацию крупной проблемной финансовой корпорации, чем продемонстрировал, что далеко не ко всем участникам финансового рынка, по всей видимости, относится одинаково. Лиха беда начало: параллельно выяснилось, что ведомство Эльвиры Набиуллиной, похоже, без всяческого уважения относится и к свободе слова, буквально затыкая рты своим критикам и охотно дезинформируя общественность.

За последние месяцы накопилось достаточное количество свидетельств, чтобы с определённостью предполагать следующее: Банк России может активно регулировать информационное поле в своих интересах.

Пожалуй, первым в этом году проявлением нежелания ЦБ воспринимать критиков, стала пикировка регулятора с Ассоциацией банков России. АРБ выступила с докладом, в котором в весьма жёстких формулировках обвинила ЦБ в фаворитизме к отдельным игрокам сектора и применяемых к ним мерам «репрессивного характера».

«Большинство участников рынка отмечают изящно завуалированный фаворитизм в отношении ряда банков. Это, в свою очередь, приводит к падению доверия ко всем остальным участникам рынка… Многие решения принимаются кулуарно по подсказке узкой группы лиц, чаще всего руководствующихся преимущественно собственными, а не общественными интересами», – подчёркивалось в докладе. «Целенаправленное сверхинтенсивное сокращение числа банков не может обеспечить устойчивость банковской системы», – такое мнение высказали авторы документа о так называемой «зачистке» сектора, по всей видимости, вылившейся в уничтожении более 300 кредитных организаций.

Реакция ЦБ последовала незамедлительно. Набиуллина лично выступила на съезде АРБ и в своём выступлении безапелляционно заявила о том что курс еще не завершён. Как нам кажется, так откровенно игнорировать мнение профессионального сообщества – это надо уметь.

А в июле о выходе из Ассоциации объявило сразу несколько крупных банков, в том числе и те, руководство которых на словах поддерживает подчас не поддающиеся логике действия регулятора. Вряд ли это было простым совпадением. Похоже, ЦБ не только не слушает критиков, но и намеренно их уничтожает. Показательная порка АРБ и лично её главы Гарегина Тосуняна состоялась?

К слову, здесь нельзя исключать и личной природы таких действий. Наблюдатели отмечают, что Набиуллина весьма нервно относится к наиболее ярким представителям банковского сообщества, и здесь нельзя исключать неких вероятно имеющихся у неё комплексов. «Набиуллина в отличие от него [Тосуняна] – рафинированный чиновник, воспринимающий банковскую деятельность с чужих слов и на основе абстрактных цифр. Она ничем не рискует, отзывая лицензии», – не так давно комментировал противостояние ЦБ и финансовой отрасли профессор Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Юрий Юденков.

Как впоследствии оказалось, столь же нервно ЦБ может относиться к профессионалам в целом. После того, как аналитик УК «Альфа-Капитал» распространил среди клиентов компании сообщение о якобы имеющихся проблемах четырёх крупных банков, он был… вызван на беседу в ЦБ. Многих финансистов и юристов «этот вызов на ковёр» несказанно удивил, ведь, как они отмечали «мнение никаким нарушением не является». И всё же беседа в застенках ЦБ, похоже, состоялась.

В банковской сфере недовольство действиями регулятора – наверное, всеми ими, от отзыва лицензий до выволочки аналитику, – настолько велико, что скрыть его от внимания публики вряд ли представляется возможным. И не зря достоянием общественности стал до сих пор памятный скандал с платёжной системой «Мир»: как сообщалось в начале года, ряд крупных банков подготовили письмо в ЦБ с просьбой отказаться от перевода на неё бюджетников. Впоследствии несколько финансовых организаций, не исключено – под давлением ЦБ, похоже, взяли свои слова назад. Но осадочек, как говорится, остался.

Близкие к масс-медиа-индустрии источники утверждают, что ЦБ мог пустить довольно глубокие корни в редакциях. Политика отдельных изданий, по видимому, прямо запрещает критиковать регулятора и предоставлять место для высказывания критикам Банка России – их имена, вероятно, в стоп-листах. Даже если журналист располагает прямыми доказательствами злоупотреблений в ЦБ, он, вполне возможно, никогда не расскажет о них со страниц условного издания – для этого придётся искать другую площадку. Если же критика вдруг прорывается, то в поддержку ведомства Набиуллиной, похоже, начинают выступать делегаты от крупных банков (редакциям, возможно, приходится обнародовать такие комментарии, чтобы не лишиться рекламных бюджетов) и отдельные «эксперты». Доходит до смешного: ещё в июле глава думского комитета по финансовым рынкам и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков высказывался о санировании «Югры», а теперь он превозносит руководство ЦБ за то, что оно таки лишило лицензии эту структуру.

Сейчас же много говорится о том, что регулятор не только может чистить информационное пространство под себя, но и сам может не являться образцом добродетели в смысле «чёрного пиара».

Недавно была вскрыта возможная схема «работы» регулятора с приговорёнными банками. Сначала появляются материалы об имеющихся проблемах в той или иной финансовой организации – как правило, волна начинается на компроматных ресурсах, а затем накатывает и на деловую прессу. Эти материалы, вероятно, ангажированных журналистов заставляют клиентов банка паниковать – они кидаются забирать из него свои средства. Приём на удивление действенный:

«С помощью информационной атаки сейчас можно лишить ликвидности любой банк всего за несколько дней», – констатирует, если верить futurebanking.ru, представитель Национального рейтингового агентства Антон Запольский. Затем, когда с ликвидностью покончено, за дело могут браться исполнители из ЦБ и лишать обречённую жертву лицензии.

В этой связи понятно, почему регулятор может так ревностно следить за тем, что происходит в информационном пространстве. Ведь если правда о деяниях ЦБ окажется широкодоступной, не привлечёт ли это к нему внимание не только обманутых вкладчиков закрытых банков, но и правоохранителей?

Антон Цветков

Источник: “Версия”

Ранее

"Никаких реальных вещдоков в делах не видно"

Далее

«Десерт дороже, чем услуги Гришаевой»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru