«Зачистка» равняется рейдерскому захвату?

В СМИ обсуждают причины, по которым ЦБ ликвидирует банки

Пятый год в стране идёт масштабная «зачистка банковской системы». Но если раньше рассуждения о возможно граничащей с криминальной природой действия ЦБ носили, скорее, гипотетический, характер, то теперь все большее число экспертов прямо говорит о возможных злоупотреблениях регулятора.

За последнюю дюжину лет отечественный банковский сектор сократился практически вдвое. Если в 2008-м кредитных организаций в России насчитывалось боле 1,3 тыс., то сейчас наберётся едва ли шесть сотен. При этом отрасль подвергается со стороны регулятора весьма жёсткому прореживанию: с 2013 г., после того, как кресло руководителя ЦБ заняла Эльвира Набиуллина, было ликвидировано свыше 300 банков. Для сравнения: в период с 2005 по 2012 гг. случаев лишения лицензий набралось всего 50.

«Одно дело, когда закрывают один, два или три банка из-за того, что они что-то нарушили. Но когда [за время управления ЦБ Набиуллиной – от ред.] закрыта уже треть российских банков, становится понятно, что тут дело в другом», – задаётся вопросом депутат Госдумы Евгений Фёдоров.

Почему такое происходит, ответ, похоже, всё более очевиден: «Имеет место мошенничество со стороны Банка России — это моя гипотеза — потому что он разрушает банковскую систему и здесь очень велики масштабы злоупотреблений», – высказывает мнение экономист Михаил Делягин.

Один из самых последовательных критиков ЦБ, академик РАН и советник президента РФ Сергей Глазьев, похоже, склонен согласиться с такой оценкой. По мнению эксперта, сфера банковского надзора – «это очень мутная, тёмная и, прямо скажем, коррупциогенная зона, что происходит с банками после того, как у них начинаются проблемы с Центральным банком». Как подчёркивает экономист, «ЦБ может одним щелчком пальцев создать проблему любому банку».

Неудивительно, что эта вседозволенность вызывает подозрения в том, что регулятор может использовать «зачистку» как предлог для захвата активов.

«Тонкую грань между усмотрением и откровенным произволом Центробанк ожидаемо и осознанно перешёл, вступив в противостояние с банком «Югра»», – комментирует партнёр адвокатского бюро «Коблев и партнёры» Сергей Гришанов. Юрист перечисляет: «ЦБ последовательно ввёл мораторий на удовлетворение требований кредиторов «Югры» и возложил функции временной администрации банка на АСВ. 28 июля 2017 года у «Югры» была отозвана лицензия». «Случай с «Югрой» со стороны напоминает банальное уничтожение бизнеса в результате чиновничьего произвола», – делает вывод Гришанов.

Что интересно, в этом убеждены пострадавшие вкладчики названной кредитной организации. «Любой банк может быть подвергнут санкциям, проще говоря, рейдерскому захвату ЦБ без объяснения причин, как это произошло с банком «Югра», – утверждает глава инициативной группы вкладчиков Николай Николаев.

Но кто же может быть конечным бенефициаром захвата бизнеса в банковской сфере?

«У меня ощущение, – говорит научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, – что есть противоречие между системными банками и сообществом остальных банков. Это негативный тренд. Монополизация банковского сектора продолжается и находит свое выражение в институциональных изменениях. Банк России занял в этом конфликте внешне нейтральную позицию, но ясно, что он больше симпатизирует бунтовщикам».

Вот только сомнительная активность на таком чувствительном рынке, как финансовый, ожидаемо приводит к разрушению и этой отрасли, и экономики страны в целом. Не рейдерство ли это? Не пора ли изменить ситуацию и остановить ЦБ? «Надо менять принципы работы ЦБ. Надо менять законодательство», – уверен Евгений Фёдоров.

Олег Антонов

Источник: “Версия”

Ранее

«Транснефть» примерила шкуру бедной овечки

Далее

Грандиозная афера правительства Филипенко привела к уголовному делу

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru