Радиостанции грозят выселение и ликвидация
Как следует из внутренней отчётности ревизионной комиссии, а также внешнего аудита хозяйственной деятельности одного из ключевых игроков на рынке радиовещания в стране, радиостанция “Эхо Москвы” испытывает серьёзные экономические трудности, грозящие управляющему брендом акционерному обществу ликвидацией, а редакции — выселением из основной студии на Новом Арбате. В бухгалтерской отчётности и аудиторских документах “Эха Москвы”, с которыми удалось ознакомиться Лайфу, наглядно виден лавинообразный рост убытков радиостанции, рост непрофильных расходов на административный аппарат, а также ведение хозяйственной деятельности через аффилированные юридические лица, из-за которых у “Эха” постоянно падает выручка от продажи рекламы.
Убытки, сплошные убытки
Аудит ЗАО “Эхо Москвы” проводила довольно известная аудиторская компания “Нексиа пачоли”, и первое, что бросается в глаза при чтении как заключения аудиторов, так и документов ревизионной комиссии, это существенное падение стоимости чистых активов компании, которое наметилось примерно с 2015 года.
Так, в 2016 году ЗАО “Эхо Москвы” получило убыток от своей деятельности в размере 41,24 миллиона рублей. Годом ранее убытки составили также немалую сумму — 93,132 миллиона рублей. Конечно, “Эхо” смогло в 2016-м подсократить убытки, однако, если сравнить с прибыльным 2014 годом, рост составляет минус 262%. Самое интересное, что выручка у ЗАО “Эхо Москвы” растёт, по сравнению с 2015 годом, на 29% — до более чем 431 миллиона рублей. Зато в балансах — сплошные убытки.
Более того, в прогнозных цифрах самого “Эха”, которые были представлены в конфиденциальном отчёте акционерам, убыток за 2016 год и вовсе может составить 127 миллионов рублей. О причинах такого положения мы поговорим чуть ниже, а пока стоит сказать пару слов о таком крайне важном показателе для любого акционерного общества, как размер чистых активов.
Этот показатель важен потому, что при падении объёма чистых активов ниже размера уставного капитала (как того требует федеральный закон “Об акционерных обществах”) в течение двух отчётных периодов такое акционерное общество подлежит ликвидации. Процитируем 11-й пункт 35-й статьи этого закона:
— Если по окончании второго отчётного года стоимость чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала (10 тысяч рублей), общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчётного года обязано принять решение о своей ликвидации.
По закону Федеральная налоговая служба в таком случае может пойти в суд и предъявить соответствующий иск с требованием о ликвидации акционерного общества.
И вот тут ЗАО “Эхо Москвы” как раз таки и оказывается в полной мере подходящим для этой процедуры. Так, согласно данным бухгалтерской отчётности за 2016 год, объём чистых активов “Эха” составил 79,833 миллиона рублей. Штука в том, что в 2015 году объём чистых активов также был в отрицательной зоне (и составил –38,593 миллиона рублей), а значит, теперь ФНС вправе требовать ликвидации общества, если только акционеры не успеют внести безвозмездный взнос в размере тех самых 79,833 миллиона рублей в уставной капитал “Эха”.
С учётом того, что мажоритарным акционером радиостанции является холдинг “Газпром-медиа”, ему и придётся вносить львиную долю этих денег. Ну или ликвидировать “Эхо Москвы”.
Странная реклама или как “Эхо” теряет миллионы
Крайне плачевное финансовое положение известной радиостанции во многом стало следствием довольно сомнительных схем по продаже прав на вещание и рекламу в регионах, а также на производство контента каким-то непонятным и зачастую не нужным фирмам, которые, по мнению аудиторов, служат лишней “прокладкой”, также связанной с нынешним менеджментом “Эха Москвы”.
Во-первых, у радиостанции постоянно падает выручка от продажи рекламы на своих региональных подразделениях. Так, к примеру, если в 2013 году доходы от рекламы в региональных филиалах составили 23,839 миллиона рублей, то в 2016 году — всего 13,987 миллиона. Падение на 36%, если сравнивать эти два года, и на 8% если сравнить 2016-й с 2015 годом.
Как следует из меморандума с выражением особого мнения ревизионной комиссии А. А. Полетыкина, в основе этого лежат взаимоотношения “Эха Москвы” с ООО “Вещательная корпорация Проф-Медиа”. С этой компанией у “Эха” оформлен специальный договор, согласно которому было отменено фиксированное вознаграждение и размещение рекламы стало осуществляться по агентской схеме. Сама “Проф-медиа” при этом является дочерней структурой “Газпром-медиа” и схема, при которой у менеджмента “Эха” отобрали право самим заниматься поиском и привлечением рекламодателей, выглядит как выражение крайнего недоверия к руководству “Эха” и его бизнес-способностям.
Однако есть ещё и ООО “Эхо-СВ”, которому головное ЗАО передало право заниматься региональным рекламным рынком. Как отмечается в особом мнении члена ревизионной комиссии А. А. Полетыкина, “сомнительность существования такой посреднической схемы подтверждается не только отсутствием какой-либо информации, обосновывающей её экономическую целесообразность, но и полным отсутствием у акционеров общества сведений о деятельности, выручке и активах ООО “Эхо-СВ”.
Понять, зачем нужны дополнительные посредники для привлечения фактически одного из ключевых источников финансирования любого СМИ — рекламы, и вправду крайне сложно. Стоит отметить также и тот факт, что “Эху” могут в итоге доначислить НДС за такие схемы продажи рекламы, что, соответственно, приведёт к корректировке суммы убытков в сторону их увеличения.
Немало вопросов у аудиторов вызвала и передача прав на программу “Особое мнение” телеканалу RTVI. Выяснилось, что “Эхо” передаёт телекомпании RTVi исключительные права на программу “Особое мнение”. Стоимость услуг составляет 25 тысяч долларов в месяц. По расчётам ревизионной комиссии, стоимость договора не покрывает всех расходов общества — с учётом оплаты площадки на базе ФГУП “Останкино”, а также зарплат сотрудникам и разного рода текущих хозяйственных нужд, уже в декабре 2016 года получен убыток. Причём убыток крайне большой — порядка двух миллионов рублей в месяц, или 24 миллионов рублей в год. При этом ревизоры отметили, что 1 июля 2016 года на телеканале RTVi транслировались “Особое мнение”, вот только доходы от телеканала общество не получало. В итоге получается какой-то крайне странный и очень затратный видеопродакшен с существенными годовыми убытками.
Самая же интересная схема осуществлялась в рамках проекта “Сетевизор”, который представляет собой стриминговую онлайн-платформу по вещанию картинки из студии “Эха” в Сеть. Как оказалось, “Эхо Москвы” платило ООО “Сетевизор” за эти трансляции, но доходы от рекламы, которая размещалась на сайте радиостанции, шли почему-то тоже всё тому же “Сетевизору”. Итог, как не трудно догадаться, опять-таки плачевен — почти три миллиона убытков в период с апреля по декабрь 2016 года.
Управленческая “яма”
Проблемы у “Эха Москвы” на самом деле проистекают от руководства, что признают также и ревизоры. Так, для сокращения издержек менеджмент предлагает сокращать редакционный персонал, но при этом речь не идёт об оптимизации административных расходов и управленческого аппарата. Странными выглядят и расходы на фонд оплаты труда — так, если в 2015 году премий вообще не было, то в 2016-м их начислили уже 8 миллионов, а в 2017 году прогнозируется выплата и вовсе 10,6 миллиона рублей.
Напомним, что все эти годы ЗАО “Эхо Москвы” является глубоко убыточным предприятием. Для иллюстрации укажем только на такой факт — радиостанция привлекла заём у своей головной структуры “Аура-медиа” в размере 40 миллионов рублей, из которых получила платёж в 17,5 миллиона рублей. Кредит, как известно, нужно погашать и платить проценты, но одних только премий было выплачено больше, чем весь привлечённый транш.
Странные управленческие траты при этом множатся. Так, в 2016 году значительно возросла сумма представительских расходов: по сравнению с 2015 годом сумма увеличилась на 6,956 миллиона рублей и составила 13 578 000 рублей, превысив бюджет почти на 11 миллионов рублей. Примечательно, что некоторые такие представительские траты гасились как бы по бартеру — так, к примеру, за корпоратив стоимостью три миллиона рублей “Эхо Москвы” расплатилось с рестораном “Арго” размещением в эфире 333 рекламных роликов на аналогичную сумму, которые пока так и не появились, что в итоге может привести к тому, что фирма потребует оплаты корпоратива уже живыми деньгами и в бюджете “Эха” возникнет ещё одна пробоина шириной в три миллиона рублей.
В целом можно констатировать, что существующая бизнес-модель “Эха Москвы” является крайне неэффективной, а продажи рекламы находятся фактически “на откупе” у каких-то серых фирм, аффилированных с менеджментом. Всё это и привело к тому, что радиостанция оказалась на грани выселения из своего основного производственного помещения, а глубокая убыточность ставит на повестку вопрос о дальнейшем существовании этого СМИ.
Источник: “Life”