На чем летают хозяева жизни
На днях в московском ВИП-аэропорту Внуково-3, являющемся главной «домашней гаванью» российского флота бизнес-джетов, завершился очередной салон деловой авиации JetExpo.
Falcon 8X
Несмотря на то, что JetExpo-2017 отнюдь не превосходила по размаху и количеству экспонентов предыдущие выставки, посмотреть там все-таки было на что.
Главной новинкой авиасалона стал Falcon 8X от французской авиастроительной компании Dassault Aviation. На сегодняшний день Falcon 8X, созданный на базе предыдущей модели Falcon 7X, является флагманом модельного ряда Dassault.
Его разработку французские конструкторы начали ровно десять лет назад, в 2007 году. Первый полет машины состоялся в феврале 2015-го.
Falcon 8X рассчитан на перевозку 19 пассажиров на расстояние до 12 000 км со скоростью до 900 км/ч. Средняя стоимость самолета составляет около 60 миллионов долларов.
По данным представителей компании, поставки Falcon 8X в Россию уже начались, а сервисное подразделение Dassault во Внуково-3 уже готово к обслуживанию этих бортов.
Cessna TTx
Другая новинка JetExpo-2017, пусть и не столь крупная, как Falcon 8X, — легкий одномоторный самолет Cessna TTx. Пока в России находится только одна такая машина, которая и была представлена на выставке. По мнению экспертов, Cessna TTx является одним из самых быстрых и технически продвинутых самолетов в своем классе.
Pilatus PC-12NG
Еще одним винтовым одномоторным самолетом на JetExpo стала обновленная версия турбовинтового Pilatus PC-12 — Pilatus PC-12NG (NG — Next Generation — «Новое поколение»).
Будучи самолетом «ближнего боя», Pilatus PC-12NG имеет полетную дальность 3400 км. Несмотря на не самые большие размеры, бизнес-джет способен брать на борт до десяти пассажиров. Крейсерская скорость машины составляет 520 км/ч, а стоимость приближается к 4 миллионам долларов.
Gulfstream
Что касается самолетов других марок, то практически всю актуальную линейку своих машин привез на JetExpo-2017 Gulfstream, традиционно не пропускающий ни одного салона во Внуково-3.
Флагманом компании является самолет Gulfstream G650 с дальностью полета около 13 000 км. Бизнес-джет, способный взять на борт до 19 пассажиров, развивает скорость до 950 км/ч.
Средняя стоимость нового самолета на рынке — 65 миллионов долларов.
Bombardier
Линейку «среднемагистральных» бизнес-джетов от другого крупнейшего игрока в этой области — канадской корпорации Bombardier — возглавил Challenger 650, способный перевозить до 12 пассажиров на расстояние до 7400 км. Самолет развивает скорость до 900 км/ч, в новом состоянии его стоимость — приблизительно 32 миллиона долларов.
А что Россия?
Свою нишу на рынке бизнес-авиации старательно пытаются застолбить и российские авиапроизводители. К сожалению, похвастаться широкими линейками классических бизнес-джетов они не могут. Их ниша — приспособление под нужды деловой авиации серийных пассажирских авиалайнеров.
Основным российским экспонатом на JetExpo-2017 стал Sukhoi Superjet 100, разработанный совместно с итальянской компанией Finmeccanica-Alenia Aermacchi. Представленный на выставке самолет — один из двух бизнес-бортов, находящихся в эксплуатации МЧС России.
Зачем столь пафосная и дорогая машина нужна российскому чрезвычайному ведомству — неизвестно. По внутреннему оформлению и отделке самолет мало чем отличается от ранее демонстрировавшихся на выставке бизнес-джетов, созданных на базе «Аэробусов», хотя, в отличие от последних, просторных спален с широкими двуспальными кроватями на Sukhoi Superjet 100 не наблюдалось.
Технические данные «Сухого», который стоит примерно 30 миллионов долларов, на фоне остальных участников салона достаточно скромны. Дальность полета в базовой версии составляет чуть более 3000 км с возможностью увеличения до 4500 км. Скорость машины — 830 км/ч.
Видимо, из соображений общего развития посетителей, на JetExpo-2017 был представлен бизнес-джет, сделанный на базе довольно древнего и весьма популярного в свое время пассажирского лайнера Ту-134. Нельзя не признать, что сочетание знакомого с детства фюзеляжа с характерной «военной» носовой стеклянной кабиной штурмана и люксового салона выглядит весьма необычно. Впрочем, весьма вероятно, что «пролетарское происхождение» этого бизнес-джета делает его более доступным для потенциальных пассажиров.
В заключение заметим, что нынешний авиасалон стал последним в формате JetExpo. Со следующего года формат выставки будет несколько изменен и приближен к аналогичным мероприятиям, проводимым в западных странах. Изменится и название салона, теперь он будет именоваться RUBACE (Russian Business Convention & Exhibition).
Максим Легуенко
Источник: “Ридус”