Миллиарды долгов и сломанные лайнеры

Почему не летает “ВИМ-авиа”?

В минувшие выходные тысячи пассажиров авиакомпании “ВИМ-авиа” не смогли вылететь вовремя. Как выяснил Лайф, главные причины — долги (и не только за топливо) и неотремонтированные самолёты.

“ВИМ-авиа” вновь лихорадит: из-за веерных задержек рейсов три тысячи пассажиров в минувшие выходные застряли в залах ожидания. Росавиация заявила, что перевозчик задолжал за керосин и потому самолёты стоят незаправленными. Но это лишь верхушка айсберга проблем авиакомпании. Оказывается, неурядицы с поставками топлива начались ещё в июле. И сейчас это лишь конечное звено в цепи проблем, которые очень похожи на проблемы “Трансаэро”. Долговые обязательства за год выросли и достигли 10 миллиардов. Возможно, поэтому денег не хватает даже на ремонт “рабочих лошадок” перевозчика — широкофюзеляжных “боингов”, которые простаивают в ангарах месяцами.

Груз долга тянет к земле

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков
Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

В выходные 15 рейсов “ВИМ-авиа” опять не смогли вылететь из Домодедово и других аэропортов. Имущественный вред, как сообщал Следственный комитет России, был нанесён 2997 пассажирам. В авиакомпании объяснили это “сезонным спадом” и пообещали всё быстро уладить. Однако Росавиация придерживалась другой версии: на самом деле авиакомпания задолжала топливозаправщикам, а те отказались заливать керосин.

К вечеру 23 сентября ситуация вроде бы выровнялась, рейсы стали потихоньку вылетать. Однако в воскресенье авиакомпания снова задержала рейсы из аэропорта Домодедово. По данным онлайн-табло воздушной гавани, было отложено шесть из одиннадцати запланированных вылетов — в Анталью, Ларнаку, Ираклион, Сочи и Симферополь. С топливными компаниями по-прежнему не расплатились — просто предоставили гарантийные обязательства.

Лайф изучил бухгалтерские отчёты компании и выяснил: ситуация куда серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. За минувший год компания набрала на два миллиарда больше долгов, чем в 2015-м. А партнёры, которые не дождались оплаты своих услуг, массово подают в суды.

За последние полгода на авиакомпанию 12 раз подавали иски из-за того, что та не платит вовремя по счетам. Общая сумма претензий — 27,6 миллиона рублей. Есть среди них и один иск на относительно небольшие 328 тысяч. Его подала ещё в июле фирма “Аэрофьюэлз Магадан”, которая заправляет самолёты. Это говорит о том, что терпение у топливозаправщиков закончилось ещё летом.

Но судебные претензии — копейки по сравнению с другими обязательствами компании. Согласно её собственному бухгалтерскому отчёту, на ней сейчас висит 10,2 миллиарда кредиторской задолженности и долгосрочных займов. При этом 4,3 миллиарда из них компании необходимо погасить в течение года. Для сравнения, в прошлом году всех долгов было на восемь миллиардов.

При этом выручка падает, а себестоимость оказываемых услуг растёт. Если в 2015-м компания потратила на зарплаты, самолёты и все аспекты своей деятельности 11 миллиардов, то в 2016-м — уже 16,5 миллиарда. А чистая прибыль за это время упала в пять раз. Подробности — в инфографике.

Двигатель первой волны

Домодедово — базовый аэропорт “ВИМ-авиа”. В его ангарах живут самолёты авиакомпании, проходят техобслуживание и ремонт. Основу авиапарка составляют семь широкофюзеляжных “боингов-777”. Лайф поговорил с источником в Ространснадзоре и выяснил, что проблемы у двух самолётов могли запустить цепочку задержек во всей авиакомпании.

Первое сообщение о веерных задержках рейсов в этом году появилось 28 мая. Поразительное совпадение, но как раз 28 мая “заболела” одна из новых “рабочих лошадок” авиакомпании, на которую “ВИМ-авиа” так рассчитывала в грядущий сезон отпусков.

— У воздушного судна Boeing 777 с регистрационным номером VP-BMR была выявлена неисправность вспомогательной силовой установки (ВСУ), с которой самолёт не мог подняться в воздух, — сообщил Лайфу источник в авиационном надзоре. — Почти два месяца техники сначала искали неисправность, а потом — комплектующие для замены.

ВСУ — это второй двигатель, который предназначен для запуска основного, а также для обеспечения энергией на стоянках. Конкретно этот борт поступил в “ВИМ-авиа” из Emirates только 5 мая. Поэтому, когда через 20 дней после “приёма в семью” у новичка нашли неисправность, это стало крайне неприятным известием для менеджмента.

Фото: © flickr/Papas Dos
Фото: © flickr/Papas Dos

По словам источника, очень много времени отняли многочисленные согласования по поводу замены ВСУ сначала с поставщиком, затем с лизингодателем. А пока самолёт стоял, авиакомпания теряла прибыль. И только 9 июля ВСУ заменили.

Лайф ещё в июне писал, что второй широкофюзеляжник — Boeing 777-200 VP-BDX — почти месяц стоял в ангаре.

И если финансовое положение могло стать первой причиной проблем у компании, то “болезнь” “боингов” — последней соломинкой, подломившей авиакомпании колени. Это подтверждают и официальные заявления госорганов: в мае Росавиация сообщила, что проблемы с расписанием у компании как раз связаны с необходимостью срочного ремонта самолётов.

Курс на кризис

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков
Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

Сможет ли компания выбраться из кризиса, как это у неё получилось летом? Ведь сейчас у неё проблемы куда серьёзнее. На этот раз на неё накинулись сразу все: Ространснадзор, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Причём претензии последнего могут окончиться уголовными делами для топ-менеджмента. По заявлению представителей СКР, менеджмент авиакомпании заранее знал, что не сможет выполнять рейсы, но всё равно продавал билеты. По причине задержки авиарейсов 2997 пассажирам причинён имущественный вред. Поэтому в отношении сотрудников уже началась доследственная проверка.

Нынешний расклад в “ВИМ-авиа” частично повторяет один из ключевых аспектов банкротства “Трансаэро”. Там в своё время задолжали за топливо баснословные 4,2 миллиарда. Как выяснилось при банкротстве, им два года подряд заливали керосин в долг. Собеседник в отрасли, знакомый с ситуацией, объясняет: после “Трансаэро” многие топливные компании боятся заправлять в долг, а то “останутся на бобах” в случае банкротства авиакомпании. Впрочем, он считает, что на этот раз “ВИМ-авиа” выберется из кризиса.

— Ничего, сейчас они возьмут дополнительный кредит, расплатятся за топливо. Правда, потом могут задержать зарплату персоналу, — говорит он. — Прокуратура им выпишет представление, они выплатят зарплату, но опять задолжают за топливо. Возьмут дополнительный кредит… И так по кругу.

Отсылки к прокуратуре — не на пустом месте. Сейчас Генпрокуратура завела административные дела на компанию за невыплату более 206 миллионов долга по зарплате.

И это далеко не первые её претензии: в октябре 2016-го Генпрокуратура уже штрафовала “ВИМ-авиа” за нарушение трудовых прав. Прокуроры обнаружили у компании космические долги по зарплате — в течение двух месяцев лета она почти не платила своим сотрудникам, и за это время набежало 260 миллионов долга. После вмешательства надзорных органов 1200 работников полностью получили жалованье за август. Сумма выплат составила более 130 миллионов рублей. Компанию оштрафовали на 55 тысяч.

А источник Лайфа, знакомый с ситуацией, сообщил, что в сентябре трудовая инспекция по Татарстану снова получила жалобу от сотрудников компании на нарушение их условий труда и уже начала проверку этих фактов.

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков
Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

Жалуются не только сотрудники, но и пассажиры. В июне Лайф уже рассказывал о многочисленных нарушениях прав потребителей, которые допускала компания.

Архивы Центрального районного суда Новосибирска содержат сведения, которые хорошо характеризуют отношение авиакомпании к собственным клиентам (дело № 5-139/2016). В январе прошлого года 33 пассажира рейса Новосибирск — Москва застряли в аэропорту Толмачёво, потому что у их “боинга-757” накрылся один из компонентов противообледенительной системы. Люди провели в зале ожидания больше девяти часов. Всё это время “ВИМ-авиа” отказывалась направлять запасной борт из Домодедово в Толмачёво, потому что ему было “далеко и долго лететь”.

— Данное воздушное судно не было задействовано в рейс НН 186 Новосибирск — Москва от 27.01.2016 в качестве резервного по причине сильной удалённости аэропорта Толмачёво от аэропорта Домодедово, длительного времени перелёта, — приводит суд объяснения авиакомпании.

Суд такими объяснениями не впечатлился и оштрафовал “ВИМ-авиа” на 100 тысяч рублей.

Для справки, перелёт из Москвы в Новосибирск занимает 4 часа 15 минут. Если бы запасной борт всё же вылетел, пассажиры бы не ждали девять часов. Вместо этого авиакомпания предпочла ремонтировать застрявший в Толмачёво лайнер: так было дешевле.

Лайф направил запрос в авиакомпанию, но оперативного ответа не получил. В субботу она опубликовала официальный комментарий на своём сайте, где говорит, что уже ведёт переговоры по урегулированию ситуации.

Алексей Веларов

Источник: “Life”

Ранее

«Взорвем и вас, и детей»

Далее

Отрезанное ухо, "буйная Настя" и секс "пионеров"

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru