Как выживает бизнес в Ставрополье
На Ставрополье продолжается всероссийская акция «Стоп Арест», запущенная уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Ее основная цель — помочь изменить арест для бизнесменов на более мягкую меру пресечения. 27 сентября в рамках акции прошел брифинг с координатором проектов «Стоп Арест» и «Набат» Александром Хуруджи.
Главной темой стало незаконное преследование бизнесменов силовыми структурами. Хоруджи представил яркие примеры давления на бизнес Ставрополья. За круглым столом встретились предприниматели, правозащитники и представители региональных правоохранительных органов: прокуратуры, следственного комитета и полиции.
— Увы, сейчас есть тенденция увеличения уголовных дел в отношении предпринимателей, — констатировал председатель общественного совета при прокуратуре Ставрополья по соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности Николай Сасин. — Последствия возбуждения таких дел — развал бизнеса, потеря рабочих мест и доходов в бюджеты всех уровней. С этим мы, к сожалению, сталкиваемся ежедневно. Сам президент России отметил, что оправдательный приговор в таких уголовных делах выносится не часто, а 83% случаев это приводит к потере бизнеса. И это — один из факторов, который препятствует развитию инвестиционного климата. Люди не готовы создавать свое дело.
Бизнес в постоянном стрессе
Александр Хуруджи в свое время сам потерял бизнес, был под арестом, но верит, что ситуацию можно изменить к лучшему.
— Я вел бизнес с 1989 года, и тогда приезжали инвесторы из других стран, спрашивали, почему мы должны вкладывать именно в вашу страну. А я рассказывал, что у нас дешевые энергоресурсы, недорогая земля и очень конкурентоспособная рабочая сила. Квалифицированные и ответственные специалисты. А что мы имеем сегодня? Высокую стоимость энергоресурсов, запредельную кадастровую стоимость земли, и высокую стоимость рабочей силы, если со всеми налогами. Поэтому работоспособность частного бизнеса в России постепенно снижалась. Бизнес, и без того небольшой, стал сжиматься. А в силовых структурах, кроме честных людей, есть и такие, которые занимаются незаконным переделом собственности. В последние 3-4 года усилилось давление на бизнес, статистика говорит о том, что сегодня 300 тысяч предпринимателей закрыли свой бизнес. 270 тысяч из них подвержены уголовному преследованию. Представляете цифры? Существует масса открытых уголовных дел, которые висят над головами, словно занесенные мечи, люди в состоянии стресса. А при стрессе тебе некогда думать о развитии предприятия.
Но статистика улучшается, правда не много, и я хочу, чтобы эта тенденция продолжалась. Есть случаи, когда встречаешься с представителями СК, и те за день разбираются, отпускают арестованного предпринимателя. В каждом деле одна и та же проблема — мы смотрим сквозь дело, не заставляем судей вчитаться в текст. Я пока сидел в СИЗО, исписал 150 ручек, и в итоге выиграл суд.
По словам Хуруджи, зачастую суд не сразу видит, что состава преступления нет, и потом уже признавать свою ошибку им просто стыдно.
— Умение признавать свои ошибки — показатель силы власти, но не все решаются на такой шаг. В Генпрокуратуре зачастую тоже удивляются, когда признают, что человек невиновен, а имущество продолжает оставаться арестованным, даже если человека выпускают из СИЗО, — рассказывает Хуруджи.
«Сарафанное радио»
На Юге России традиционным, по данным правозащитников, является преследования фермеров.
— В прошлом году было принято решение пленума Верховного Суда России, в рамках которого было разъяснено судам, что в отношении предпринимателей по определенному перечню статей не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. А необходимо заменять ее на более легкие. Это совершенно логично. Но предпринимателей продолжают сажать в СИЗО. Это не только незаконно, но и ломает судьбы людей, а также приносит вред всему имиджу страны. — рассказывает бизнес-омбудсмен Ставрополья Кирилл Кузьмин.
Что касается Ставрополья, официально сейчас в под арестом 10 человек, чьи дела связаны с экономическими преступлениями. Но это, по данным правозащитников, не итоговая цифра, так как посчитать предпринимателей, которые находятся в СИЗО крайне сложно.
— Я прихожу в СИЗО, встречаюсь с арестованными бизнесменами, но потом благодаря «сарафанному радио», на меня выходят новые лица, пострадавшие за якобы экономические преступления. Ведь под статью «мошенничество» у нас можно подвести под любое преступление. Еще и следственные действия не ведутся по несколько месяцев, а иногда годами. — говорит Кузьмин.
Абсурд
Правозащитники предлагают заменять нахождение в СИЗО денежным залогом или домашним арестом.
На Ставрополье после ареста бизнесменов в 60% случаев падает выручка предприятия и погибает весь бизнес. Причем большая часть проверок и арестов предпринимателей, которые получали господдержку.
— Если брать по линии министерства экономического развития региона, там объем снизился, но много случаев по краевому министерству сельского хозяйства. — У меня это вызывает удивление, — тяжело вздыхает Кирилл Кузьмин. — А еще огромная проблема — отсутствует реальная ответственность сотрудников правоохранительных органов за неправомерные действия в отношении предпринимателей. Как в рамках административного, так и уголовного производства. Да, есть теперь статья, а это до 10 лет тюрьмы, но по всей стране привлечен только один человек!
Кузьмин рассказал, что чаще всего заявления о неправомерных действиях полиции заканчиваются абсурдом: жалобы на сотрудника МВД попадают к нему же на стол.
— Мы, соответственно, пишем в прокуратуру, а нам отвечают, что человек понесет ответственность, — вновь вздыхает Кузьмин. — Но что это за ответственность? Пожурят или штраф выпишут в 500 рублей? Конечно, мы будем узнавать, но это дело не изменит.
С 2015 года в Пятигорском следственном изоляторе сидит глава потребительского кооператива «Орбита» Константин Пилипилиади. По данным следствия, он якобы утаил от государства 14 миллионов рублей. Причем он был заграницей, когда ему позвонил следователь. Он вернулся, чтобы дать показания, и был помещен под домашний арест, потом уже оказался в СИЗО. Или дело Сергея Кравченко, который купил землю у своих соседей пайщиков, а в итоге потерпевшей стороной в его деле теперь по документам проходит целый Андроповский район.
— С 2013 года никто не желает вникнуть в дело, на все наши жалобы и ходатайства отвечают, что все получено, ознакомились. И все. И сначала нам говорили, что раз мой подзащитный — фермер, то к предпринимательству это дело не имеет никакого отношения! Потом был год содержания под стражей, человек разорился, потому что не мог заниматься уборкой урожая, все злаки сгнили. Потом еще и территориальная единица оказалась потерпевшей стороной, а это абсурд. Не менее абсурдно передавать дело в Кисловодский городской суд, куда сто человек свидетелей вынуждены каким-то образом добираться за сто километров. Однако мы надеемся, что справедливость восторжествует, — рассказала адвокат Кравченко Оксана Бородина.
Итогом брифинга «Стоп Арест» стал призыв к предпринимателям не ждать арестов и не надеяться на некое чудо, а бить в набат при первых подозрениях, что возможны проблемы с правоохранительными органами, а также вступать в бизнес-сообщества края, например, в Торгово-Промышленную палату региона. А если уже дело заведено — активней общаться со СМИ, доказывая, что случай абсурдный и логике не поддается, а напоминает обычный рейдерский захват бизнеса или сведение давних счетов.
Милена Рузанова
Источник: “Открытая Россия”