Как и кого в России судят за дачу и получение взятки

Уголовный кодекс класс «люкс» — по каким статьям судят высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов

В России любят взятки: их часто дают и немногим реже берут. Это делают и высокопоставленные чиновники, и госслужащие низшего звена, и крупные бизнесмены, и скромные предприниматели, и обычные граждане. Russiangate проанализировал, как и кого судят за совершение этих преступлений.

290 и 291 статьи Уголовного кодекса назначают наказание тем, кто получает и дает взятки — должностным лицам и их реципиентам. Давать и брать можно по-разному: лично или через посредника, за совершение законных (в рамках служебных полномочий) или нарушающих закон действий или бездействие, в значительном, крупном или особо крупном размере, по предварительному сговору или организованной группой, вымогая взятку или занимая госдолжность. В зависимости от этих обстоятельств следствие выбирает часть статьи, а суд определяет наказание: можно отделаться штрафом, а можно отправиться в колонию на срок до пятнадцати лет.

Дают взятки в России в два раза чаще, чем берут: с 2009 года более 25 тысяч человек получили приговоры по 291 статье, при этом по 290 осудили чуть больше 11 тысяч получателей. 126 приговоренных за тот же период занимали государственные должности Российской Федерации или ее субъекта или были главами органов местного самоуправления — например, мэром города. В 2011 году получение и дачу взятки в значительном, крупном и особо крупном размере выделили в отдельные пункты статей. С тех пор за дачу взятки в особо крупном размере, то есть суммой более 1 млн рублей, приговоры получил 41 человек. При этом за получение в особо крупном приговорили уже 193 человека.

По 290 статье часто судят высокопоставленных чиновников, а по 291 — известных бизнесменов.

Министры и губернаторы

Пресненский районный суд Москвы ведет допрос бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых, которого обвиняют в получении взяток от предпринимателей суммой более $600 тысяч. Белых задержали в июне 2016 года — по версии следствия, в этот момент чиновник получал меченые купюры, которые были частью взятки в $400 тысяч за покровительство компаниям «Нововятский лыжный комбинат» и «Лесохозяйственная управляющая компания».

В получении взятки обвиняют и чиновников более высокого уровня. В ноябре 2016 года ФСБ задержала на тот момент министра экономического развития Алексея Улюкаев в офисе «Роснефти». По сообщениям правоохранителей, Улюкаев был задержан с поличным в момент получения взятки в $2 млн от главы «Роснефти» Игоря Сечина, который передал кейс с обработанными специальным веществом купюрами при проведении оперативно-разыскных мероприятий. По версии обвинения, Улюкаев потребовал у Сечина деньги за вынесение положительной оценки сделке по приватизации компании «Башнефть».

Сам Сечин на суде заявил, что Улюкаев потребовал взятку, показав ему два пальца во время игры в бильярд на саммите БРИКС. В ФСБ подавали и заявление о вымогательстве взятки, подписанное бывшим сотрудников ФСБ и на момент подачи заявления главой службы безопасности «Роснефти» Олегом Феоктистовым. Дело возбудили только по пункту 6 статьи 290 — о получении взятки в особо крупном размере.

Еще в 2016 году Феоктистов, занимавший тогда должность генерала ФСБ, участвовал в задержании Белых. Оба представших перед судом чиновника отрицают свою вину. Адвокат Белых утверждает, что деньги предназначались для городских нужд, а сам бывший губернатор рассказывал, что во время задержания взял пакет с купюрами, думая, что там подарок на день рождения. Защита Улюкаева утверждает, министр тоже думал, что в сумке с деньгами подарок — вино. И Белых, и Улюкаев в ходе суда обвиняли сотрудников ФСБ в подготовленной провокации.

Экс-губернатор Кировской области Никита Белых в Пресненском суде Москвы, Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Белых — не первый губернатор, обвиняемый в получении взятки в особо крупном размере, в задержании которого участвовал генерал Феоктистов. С марта 2017 года в Южно-Сахалинске рассматривается дело Александра Хорошавина, бывшего губернатора Сахалинской области, задержанного в 2015 году. Хорошавина также обвиняют в получении взяток от местных предпринимателей в составе организованной преступной группы за покровительство и совершение действий в их интересах.

Среди громких дел по 290 статье —  дело замначальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Дмитрия Захарченко, который, по версии следствия, предупредил фигурантов дела о хищении средств в Нота-банке о готовящемся обыске; дело Дениса Никандрова, Михаила Максименко и Александра Ламонова, занимавших руководящие должности в Следственном комитете и обвиняемых в получении взятки за освобождение криминального авторитета Андрея Кочуйкова; полковника УФСИН Сергея Мойсеенко, курировавшего строительство СИЗО «Кресты-2» в Санкт-Петербурге и обвиняемого в получении взятки от гендиректора компании-подрядчика за подписание актов о выполнении работ, которые на деле не проводились.

Бизнесмены

В апреле 2017 года ФСБ задержала бывшего главу республики Марий Эл Леонида Маркелова по подозрению в попытке получить 250 млн рублей от местного предпринимателя Николая Криваша за помощь в оформлении фиктивной сделки. Дело Маркелова необычно тем, что досталось не только получателю взятки, но и тому, кто ее давал: например, в случаях Белых и Улюкаева дела о даче взятки не возбуждались.

В мае Басманный суд Москвы заочно арестовал Криваша по подозрению в даче взятки Маркелову. Предпринимателя, который, по словам его адвоката Игоря Трунова, находился на лечении в Израиле, объявили в международный розыск. По версии следствия, бывший глава Марий Эл обещал предпринимателю покровительство и господдержку его сельхозпредприятий.

Николай Криваш, Фото: РБК

Возбуждали дело о даче взятки и в отношении руководителя сахалинской компании «Энергострой» Николая Крана, который, по версии следствия, передавал деньги губернатору Сахалинской области Хорошавину. Кран был задержан и выступал основным свидетелем по делу Хорошавина, ему грозило более трех лет лишения свободы, но бизнесмен умер во время следствия.

Одно из самых громких дел по 291 статье — дело топ-менеджеров группы компаний «Ренова». В сентябре 2016 года ФСБ задержала бизнесменов Евгения Ольховика и Бориса Вайнзихера, в розыск был объявлен бывший сотрудник группы, на тот момент — гендиректор оператора «Вымпелком» Михаил Слободин. Всех их обвинили в даче взяток чиновникам республики Коми за льготы и установление выгодных компании тарифов на энергию.

Следственный комитет связал дело «Реновы» с возбужденным в 2015 году делом бывшего главы республики Коми Вячеслава Гайзера, арестованного по подозрению в создании преступной группы, мошенничестве, хищении государственных средств и получении взятки. По версии следствия, топ-менеджмент «Реновы» давал взятки окружению Гайзера. В январе 2017 года следствие по делу Гайзера закончилось, фигуранты дела Вайнзихер и Ольховик находятся под домашним арестом, Слободин арестован заочно. Следствие не исключает, что в деле появятся и другие фигуранты.

Следователи и тюремщики

За взятки судят не только высокопоставленных чиновников и руководителей крупных компаний, но и рядовых госслужащих. В октябре городской суд Краснотурьинска в Свердловской области приговорил сотрудника исправительной колонии к штрафу в 80 тысяч рублей за получение взятки в 4 тысячи рублей — в обмен на деньги мужчина пронес в колонию три картридера и туалетную воду.

В Мордовии к трем годам условно и штрафу в 489 тысяч рублей приговорили сотрудника УФСИН, проносившего в колонию мобильные телефоны. Пронос одного телефона обходился заключенным в среднем в две тысячи рублей, но отбить штраф уфсиновцу не удалось — его поймали с десятью телефонами в тот момент, когда он пытался их пронести.

На Южном Урале суд рассматривает дело бывшей следовательницы ОМВД города Еманжелинска, получившей в качестве взятки два планшета от цыганского барона в обмен на прекращение дела о мошенничестве. Приговор еще не вынесен, но сотрудница полиции уже подписала заявление об увольнении. Год в колонии проведет бывший начальник отдела строительства, ЖКХ, архитектуры и благоустройства администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, бравший взятки за освобождение граждан от административной ответственности деньгами и сушеной рыбой.

Основную массу фигурантов дел по 291 статье составляют те, кто попытался откупиться от сотрудников ГАИ или полиции. Больше всего приговоров выносят по 3 части 291 статьи, «дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий». Так, к 20 тысячам штрафа в Пензе приговорили мужчину, пытавшегося дать взятку сотруднику ГИБДД. Инспектор остановил машину, в которой оказались три иностранных гражданина с истекшим сроком пребывания в России. Водитель попытался откупиться, дав сотруднику ГИБДД полторы тысячи рублей.

К шести месяцам лишения свободы приговорили тюменца, который попытался дать взятку сотруднику СИЗО сертификатом в СПА-салон.

По информации: “РашаГейд”

Ранее

Пропавшие миллиарды

Далее

Рассказ из СИЗО

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru