Бизнес на трупах

Как делает деньги родня и близкие Сергея Аксенова

Елена Аксенова «кормит» не только 20-летнего сына Олега (справа), но и мужа-чиновника (слева) // Фото: ТАСС

В 2016 году Елена Аксенова, жена крымского премьера, только по официальной декларации, заработала почти 33 млн рублей.

Это в 12 раз больше мужа. А ведь у самого Сергея Аксенова, даже если оставить в стороне его друзей, кроме жены, еще есть отец, дочь, любимая теща, в конце концов. Которые тоже что-то, да зарабатывают. На чем основана бизнес-империя семейства Аксеновых?

«Коктейль» с «Розой»

В ночь на 12 сентября 6-летняя Реяна проснулась оттого, что в окно ее детской влетел «коктейль Молотова». Сначала загорелась москитная сетка, потом занавески… Если бы девочка не разбудила взрослых, все, кто был в доме, могли сгореть заживо.

«Хулиганство», – решило следствие и никакого следствия проводить, по сути, не стало.

– А по мне так «покушение на убийство», – уверен дедушка Реяны, крымско-татарский активист Васви Абдураимов, которого в оппозиционном меджлисе считают пророссийским. – Но как полтора месяца назад состоялся у нас единственный контакт со следователем, так этим все и ограничилось.

– Хотя бы версии у него были, кто преступник?

– Нет. Версии были у меня. Заказчиков надо через строительную компанию искать в окружении одного из самых влиятельных людей Крыма.

В последнее время партия Абдураимова «Милли Фирка» защищает крымских татар, дома которых хотят снести, чтобы возвести на сотне га жилой массив «Крымская роза». Официальный застройщик – группа компаний «Монолит», но на общественных слушаниях, как говорят их участники, звучало схожее название другой фирмы – «Монолит-Плюс», которую возглавляет первая леди Крыма Елена Аксенова. Формально эти структуры не связаны, но кое-что общее «Собеседник» все-таки отыскал.

Деньги со дна «Океана»

– Помню, как в феврале 14-го, накануне «крымской весны», я встретил Сергея Аксенова с его ребятами в штабе их организации «Русское единство» в подсобке торгового центра «Океан». Это на проспекте Кирова, центральной улицы Симферополя с самыми дорогими ценами, и у них там еще с «сэйлемовских» времен (см. досье) располагался ряд объектов недвижимости, – вспоминает Владимир Гарначук из движения «Чистый берег.Крым». – Правда, сам «Океан» к тому времени уже был арестован судебными приставами и готовился к продаже за долги.

Референдум о независимости долги Аксенова списал. После марта 14-го в его «Единстве» оказалась не только сила, но и деньги.

«Русское единство», вставшее во главе местного «антимайдана», до сих пор обитает в «Океане», но теперь у него уже другие учредители. Компанию Елене Аксеновой там составили ее компаньон по фирме «Монолит-Плюс» Светлана Бабий, ставшая советником главы Крыма, и Павел Колодеев, которому чиновники дали добро на создание огромного оптово-розничного комплекса «Таврида». Туда обещает стекаться львиная доля товаров, ввозимых на полуостров.

Аксеновой же принадлежит и 39% уставного капитала фирмы «Галс», владеющей «Океаном», – а это более 6 тысяч кв. м недвижимости в самом престижном месте Симферополя. Там разместились «Эльдорадо», Comfy, детский гипермаркет «Лимпопо»… Все они платят арендную плату, но из года в год «Галс» демонстрирует скромную прибыль. И соответственно скромные налоги.

При этом у первой леди Крыма есть и другие фирмы, которые зарабатывают сдачей в аренду собственных площадей. Среди них, например, «Стэлс-Юг». Им, как и «Галсом», женщина владеет на паях с Сергеем Бородкиным, депутатом местного парламента, который связан с Аксеновым еще с лихих «сэйлемовских» 90‑х. Правда, аксеновская «Мальва Ком» теперь оформлена на ту самую группу компаний «Монолит», одного из крупнейших застройщиков Крыма. Однако «Монолит-Плюс» остался у прежней хозяйки, и именно его на общественных слушаниях объявили строителем «монолитной» «Крымской розы» – с объемом финансирования более 30 млрд рублей.

Песок на вес золота

С недавних пор к берегу поселка Черноморец под Евпаторией стало прибивать мертвых крабов и рыбу. Теперь под угрозой – жители соседнего поселка Мирный, дома которых из-за добычи морского песка со дна озера Донузлав уже начали проседать.

– Особенно пострадала новая часть поселка, – заявил экс-директор местного ЖЭКа Олег Колесник. – Дома уже на полметра просели.

Опасаясь разрушений и жертв, участники общественных слушаний, которые на днях прошли в Мирном, дружно скандировали «Запрет!», но в ответ услышали заверения в том, что все просто отлично. Отлично у кого? В крымском реестре лицензий на пользование недрами первые строчки занимают компании, связанные с семьей Сергея Аксенова, а именно с его отцом.

Сейчас Валерий Аксенов – известный крымский общественник. Но до лета 2014 года он возглавлял ряд компаний, связанных в том числе с разработкой карьеров. Одна из этих фирм – «Симстройтранс» – как раз и решила докопаться до дна Донузлава. Промышляет тут и «Яхтстройсервис», через Наталью Мельниченко также имеющий отношение к Аксенову-старшему. Работает на озере и государственный Евпаторийский торговый порт, но еще два года назад выяснилось, что он продает сырье втрое ниже рыночной цены компании «Комфорт-Крым», руководимой той же Мельниченко. А та уже накручивает цену.

При таком подходе к бизнесу и власти даже обычный морской песок легко становится «золотым». Немудрено, что с ростом карьеры Сергея Аксенова крымские карьеры тоже стали интенсивно разрабатываться.

По крымскому ритуалу

Но самый неожиданный для родни чиновника способ заработка связан все-таки с тещей Аксенова, членом Общественной палаты Крыма. Два года назад бизнесвумен Людмила Добрыня основала в Симферополе Специализированную городскую ритуальную службу (СГРС).

В прошлом году женщина, правда, из состава учредителей похоронного агентства формально вышла, но службу до сих пор возглавляет Лейля Гемеджи, директор другой фирмы Добрыни – «Эскада». Контактный телефон у двух компаний, указанный в ЕГРЮЛ, тоже общий. А еще Лейля Гемеджи – создатель некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере разрешительной документации. То есть человек она, со всех сторон к власти близкий.

Но случаются и накладки. В декабре 2015 года СГРС приняла участие в государственном тендере на «оказание услуг по транспортировке трупов в г. Симферополе» и проиграла. 720 тел вызвались перевезти труповозки тещи Аксенова, но их неожиданно объехал местный ИП Владимир Лукьянов, попросивший за свои услуги сумму, почти в десять раз меньшую.

Естественно, не прошло и месяца, как результаты скандального тендера отменили. А «ИП Владимир Лукьянов» теперь и вовсе больше не существует. Как сказано в ЕГРЮЛ, «в связи со смертью».

Дочка тоже под «Парусом»

Даже дочь политика подняла недавно свой «Парус». В 2015 году ее тетя Евгения Добрыня переписала на свою двадцатилетнюю племянницу Кристину (в ЕГРЮЛ она упомянута под фамилией Манусова) компанию «Парус», тоже владеющую недвижимостью на проспекте Кирова в Симферополе. До Кристины фирмой управлял Павел Колодеев из торгового хаба «Таврида», а электронный адрес компании совпадает с контактом «Киев­инвестпрома» депутата Сергея Бородкина. Сейчас в помещении, которое девушка сдает в аренду, расположен домашний ресторан «Портер Хаус».

Цифра

2.632.380 рублей официально заработал за прошлый год сам Сергей Аксенов. Ни собственной квартиры, ни автомобиля у него нет. Машина оформлена на жену. Дом – на тещу.

Сведения о доходах и об имуществе.

Досье

22 декабря 2009 года зампред Верховного Совета Крыма Михаил Бахарев заявил, что в 90-е годы Сергей Аксенов входил в местную ОПГ «Сэйлем» и был причастен к рейдерским захватам на полу­острове. Аксенов написал на Бахарева исковое заявление, но Апелляционный суд Автономной Республики Крым исковые требования не признал.

Ролдугин Олег

По материалам: “Собеседник”

Ранее

Красноярску выбрали мэра

Далее

После удара железной трубой по голове в Москве скончался активист движения «Солидарность»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru