Почему пенсии силовиков так разительно отличаются от пенсий остальных россиян?
Президент РФ распорядился повысить пенсии военным пенсионерам с января следующего года, то есть накануне грядущих президентских выборов. Одновременно правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект об увеличении пенсионных выплат сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета. Наверняка не будут забыты и все остальные категории силовиков. А вот подавляющее большинство обычных, то есть гражданских пенсионеров как влачили полунищенское существование, так и будут влачить и дальше. Конечно, для получателей пособий из Пенсионного фонда предусмотрена индексация на 2018 год в размере символических 4 процентов, но о повышении самих пенсионных тарифов речи не идет. Между тем, по официальным данным, средняя «гражданская» пенсия в РФ в 2017 году равнялась всего 13,7 тысячи рублей. А во многих регионах средняя пенсия и вовсе составляет лишь чуть более 10 тысяч рублей (а кое- где и менее 10 тысяч).
Однако хорошо известно, что эта цифра – всего лишь средняя температура по больнице, а на самом же деле значительное число пожилых россиян получают по минимуму. Размер минимальных пенсионных выплат в регионах страны катастрофически низок и составляет в основном 5 – 6 тысяч рублей в месяц! Как говорится, старость – не радость, обычному российскому старику прожить на пенсию если и возможно, то почти впроголодь. Но бывают и другие пенсии, и другая старость. Например, у военных пенсионеров житуха в пожилом возрасте не такая грустная, как у гражданских старичков. С помощью калькулятора пенсии военнослужащим, размещенного в открытом доступе в интернете, можно без труда вычислить, сколько денег получают бывшие защитники Родины. Оказывается, что у бывшего командира батальона в звании подполковника пенсия – 27 тысяч рублей, у командира дивизии – уже под 40 тысяч. Не обижены даже прапорщики с 20-тысячной пенсией. Впрочем, как выясняется, пенсионеры МВД живут позажиточнее, чем отставные военные. При помощи того же интернет- калькулятора легко вычисляется, что, например, у полицейского в чине майора с выслугой от 20 лет пенсия составляет 30 тысяч рублей. А у следователя или оперативного сотрудника в том же звании и при той же выслуге – уже 55 тысяч рублей. Не забывает государство и сотрудников ФСИН: как показывает примерный расчет пенсии обычного сотрудника тюремного ведомства с 20 – летним стажем, отставник этой системы может смело рассчитывать минимум на 28 тысяч рублей.
Еще сытнее живется на пенсии прокурорам: калькулятора расчета их пенсий в свободном доступе в интернете не обнаружено, зато на портале пенсионной экспертизы утверждается, что при выходе на пенсию прокурору полагается единовременная выплата до 20 месячных окладов. При этом уйти на пенсию прокурор может уже в 45 лет – правда, при наличии общего трудового стажа в 25 лет и 12,5 лет непосредственно в органах прокуратуры. Нет в свободном доступе и калькулятора пенсий сотрудников Следственного комитета, а тем более сотрудников ФСБ. Однако не секрет, что отставники спецслужб получают еще больше бывших полицейских и даже, возможно, больше прокуроров со следователями СКР. Спору нет: служба и опасна и трудна что у чекистов, что у стражей порядка. Приличных пенсий достойны и прокуроры со следователями, и военные с охранниками тюрем. Однако значительная разница между гражданскими и силовыми пенсиями, которая уже давно сложилась в России и продолжает год от года все больше увеличиваться, во-первых, вряд ли справедлива, а во-вторых, способствует дальнейшему расслоению общества. Нам объясняют: мол, силовики и гражданские пенсионеры получают пенсии из разных источников. Если в ПФР дефицит средств и огромная финансовая дыра, то в закромах соответствующих силовых ведомств таких проблем не наблюдается, поскольку государство заботливой рукой постоянно наращивает бюджеты на оборону, правоохранительную деятельность и безопасность. Однако же, если разобраться, то бюджет в России единый , формируемый нефтью с газом и выплатами налогоплательщиков. Поэтому трудно понять, почему россиянин, честно отработавший на благо Родины на вредном химическом производстве, получает на пенсии вдвое меньше бывшего военного и втрое, а то и вчетверо- впятеро меньше сотрудника ФСБ или прокурора. Выходит, что мирный труд, даже сопряженный с тяжелыми рабочими условиями, ценится государством много ниже, чем служба в органах или в армии. Дошло до того, что в 2016 году, как свидетельствует издание «Пенсионный вестник», прежние доплаты к гражданским пенсиям по вредности были значительно скорректированы, уменьшены или даже вообще ликвидированы.
«К огромному сожалению сотен тысяч людей никакая денежная надбавка к пенсии за вредность, согласно законодательству, теперь не предполагается. То есть пенсионные выплаты будут рассчитываться в общем порядке, кроме тех случаев, когда человек проживал и работал в трудных климатических условиях. Компенсацией и поощрением в данном случае станет досрочный выход на заслуженный отдых», – уведомляет «Пенсионный вестник» о новых правилах поощрений за вредный мирный труд. Разница в размерах пенсий силовиков и гражданских лиц существовала и в советское время, но была не такой разительной, как сейчас, и уж точно никогда не составляла разы и порядки. Конечно, сегодня силовики мобилизованы перед лицом новых вызовов: то терроризм, то оппозиция, то локальные войны с внешними угрозами… Но и при СССР угроз было не меньше, а холодная война чередовалась с горячими конфликтами. Тем не менее, тогда в стране работали тысячи предприятий, которые ныне оказались невостребованы и закрыты. По сути в современной России в производстве занята хорошо если двадцатая часть тех трудовых ресурсов, которые работали на заводах и фабриках лет тридцать тому назад. Ныне трудовой стаж, как правило, зарабатывается или в торговле, или в такси, или в офисах. А вот полку госслужащих на единицу населения значительно прибыло.
Если труд на производстве невостребован и не в почете, то что говорить о пенсиях всяким разным бывшим металлургам, токарям, инженерам и химикам? И наоборот: государственный аппарат все активнее опирается на силовые ведомства, которые считаются основной опорой строя. В такой конструкции рассчитывать на сытую старость могут только люди в погонах. Остальным приходится по большей части рассчитывать на себя, своих детей и шесть соток на огороде. Стоит ли после этого удивляться тому, что в России так стремительно вырос серый сектор экономики, в котором, как говорят эксперты, насчитывается уже до 30 миллионов так называемых самозанятых граждан. Это те наши соотечественники, которые потеряли надежду на справедливость при расчете будущих пенсий и сами зарабатывают для себя заначки на старость.
Дмитрий Севрюков
По материалам: “Блог Дмитрия Севрюкова ЖЖ”