Как Минздрав “рисует” цифры о снижении смертности
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава выпустил исследование о смертности в России (есть у Лайфа). В нём сделан однозначный вывод: цифры о смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, которые озвучивает министр здравоохранения Вероника Скворцова, — дутые.
В октябре Вероника Скворцова заявила, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 10% с 2008 года. Хотя они всё равно остаются главной причиной смерти россиян (48% случаев).
Как напоминают учёные, “снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний обозначено в качестве одной из основных задач” в Концепции демографической политики Российской Федерации. Её в 2007 году утвердил президент. Именно поэтому Минздрав уделяет этим цифрам такое внимание.
“Чрезвычайно высокие темпы снижения сердечно-сосудистой смертности являются искусственно созданными“, — сказано в исследовании.
Они объясняют почему: “Происходит управляемый перенос… в другие классы причин смерти”. То есть часть смертей, которая раньше “кодировались по классу болезней системы кровообращения”, сейчас кодируется по другим. Такой тренд наблюдается с 2013 года. И делается это “управляемо” — то есть специально.
Они напоминают, что по распоряжению Минздрава с 2013 года все медицинские организации обязаны еженедельно отчитываться о смертности от острых форм сердечно-сосудистых заболеваний.
“Еженедельный мониторинг числа случаев смерти на врачебных участках под пристальным вниманием Минздрава РФ побуждал все регионы искусственно снижать число случаев смерти по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что в итоге и привело к искажению структуры причин смерти”, — сказано в работе.
Учёные проанализировали “смертность российского населения в период за 1999–2015 годы”. Выяснилось, что по некоторым “причинам смерти” было, наоборот, “неестественно резкое увеличение”.
“Вдвое выросла за три года смертность от сахарного диабета, смертность от болезней нервной системы выросла в 2,2 раза для мужчин и 3,0 раза для женщин, от психических болезней — в 1,9 раза для мужчин и 3,3 раза для женщин”, — сказано в работе. Очевидно, именно сюда попадали случаи, “выпавшие” из статистики по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Резкого снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний просто не может быть, уверены учёные. “Принятие федеральной программы по снижению сердечно-сосудистой смертности в 2008-м было обосновано… Но нельзя ожидать немедленного выраженного эффекта от мероприятий этой программы: результаты предпринятых мер профилактики смертности должны сказываться в перспективе”.
В рамках нацпроекта “Здоровье” в 2008–2012 годах были построены семь федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии. Также была создана сеть региональных сосудистых центров. “Создание центров сосудистой хирургии не может за три года привести к трёхкратному увеличению темпов снижения смертности среди 142-миллионного населения”, — констатируют авторы работы.
При этом самые сильные изменения в статистике (уменьшение смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и увеличение от других) касаются россиян в возрасте “75+”.
“В большинстве своём это лица, умирающие на дому, причина их смерти практически не верифицируется на вскрытии”, — сказано в работе.
Ранее многие эксперты высказывали мнение, что статистика, которую озвучивает Минздрав, приукрашенная. И вот сейчас появилось подтверждение в научной работе.
— Понесёт ли кто-то ответственность за это? Возможно, это будут главврачи или региональные чиновники. Но не факт, что ситуация от этого изменится, — говорит сопредседатель Союза пациентов России Ян Власов.
Он рассказал, кто именно приукрашивает статистику.
— Причину смерти определяют патологоанатомы, независимо от того, проводится вскрытие или нет, — сказал Ян Власов. — Указания приукрасить статистику им поступают от руководителей медучереждений. А те, в свою очередь, получают установку от региональных чиновников здравоохранения. Ведь как происходит. Для регионалов поставлена задача, например, в этом году снизить статистику от сердечно-сосудистых заболеваний, — значит, больше людей будут умирать от лёгочных заболеваний, например. И так каждый год. Пока чиновники не поймут, что в погоне за показателями часто забывают о простых людях, которые страдают из-за дурацких бюрократических мер.
Лайф отправил запрос в пресс-службу Минздрава, и она прислала целых два ответа. Первый — от Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения. Чем пугали сотрудников института, неизвестно, но они открестились от своего исследования.
— Институт подобных исследований не проводил, — сказано в ответе НИИ (далее идёт пара абзацев о том, как у нас всё хорошо со здравоохранением). — Каких-либо научных данных, которые бы опровергали факт реального снижения смертности в нашей стране, институт не получал.
Напомним, у Лайфа есть это исследование, которое проводили две сотрудницы этого НИИ: Тамара Сабгайда (доктор медицинских наук) и Виктория Семёнова (доктор экономических наук). Очень жаль, если из-за своей научной работы они столкнутся с неприятностями.
В ответе пресс-службы Минздрава — цифры, которые показывают, что россияне становятся более здоровыми.
— Согласно данным официальной статистики Росстата, за девять месяцев текущего года продолжительность жизни россиян увеличилась до 72,6 года, — сообщила пресс-служба.
В пресс-службе отметили, что “смертность населения снизилась на 2,8%”. “Это означает, что в этом году умерло на 39,3 тысячи человек меньше, чем за аналогичный период прошлого года”, — сказано в ответе.
— Достигнутые результаты обусловлены снижением смертности от всех основных причин: от болезней системы кровообращения — на 4,1 %, новообразований — на 3%, туберкулёза — на 16,9%, болезней органов дыхания — на 10,7%, в том числе от пневмоний — на 19,4%, болезней органов пищеварения — на 5,1%, от дорожно-транспортных происшествий — на 7,7%, случайных отравлений алкоголем — 19,3%, — сказано в ответе ведомства.
Там также отметили, что “изменение динамики снижения по отдельным причинам смерти может быть связано, по оценкам экспертов, с изменением самой системы статистического учёта — приведением в соответствие системы кодирования причин смерти с международными стандартами”.
В свою очередь отметим: в работе НИИ как раз сказано, что “резкое изменение тенденций с 2013 года не связано с изменениями правил учёта причин смерти”.
Источник: “Life”