На российские вертолёты стали чаще ставить “серые” запчасти
Минтранс намерен выяснить, каким образом на воздушной технике оказываются контрафактные детали неизвестного происхождения, а также запчасти-двойники.
По данным Лайфа, подведомственный Минтрансу НИИ Гражданской авиации провёл аудит безопасности отечественных и зарубежных вертолётов. Результаты оказались печальными: на 183 вертолётах различных авиакомпаний нашлось 427 “серых” деталей, произведённых непонятно кем. Обнаружились целые серии “запчастей-двойников” (когда разные детали выпускаются с одинаковыми номерами и паспортами). В НИИ обратили внимание, что из-за этого невозможно контролировать жизненный цикл каждого узла: на скольких машинах он успел побывать и не истёк ли срок эксплуатации. Минтранс потребовал участить по всей стране проверки запчастей и регулярно отчитываться наверх о результатах.
Последняя глобальная проверка НИИ Гражданской авиации (НИИ ГА) показала, что от четырёх до шести процентов всех компонентов воздушных судов в стране — контрафакт.
В эту категорию попадают и детали, которые отслужили своё, но по-прежнему стоят на самолётах и вертушках. Ещё — те, которые были произведены или отремонтированы на заводах, не имеющих аккредитации от госорганов. Авиационщики называют такие компоненты “неаутентичными”. Между тем самолёты и вертолёты регулярно падают именно из-за отказа того или иного узла, оказавшегося “леваком”.
Об этом и пишет своим подчинённым в регионы начальник Управления поддержания лётной годности Росавиации Валерий Кудинов. Лайф ознакомился с его письмом.
— Наблюдается рост неутверждённых и сомнительных комплектующих, поступающих со вторичного рынка, — пишет Кудинов. — По данным НИИ ГА, в первом полугодии 2017-го на 183 воздушных судах уже выявлено 134 неутверждённых и 293 сомнительных компонента.
Под вторичным рынком подразумевается, что деталь пришла в авиакомпанию не с завода, а от других эксплуатантов или перекупщиков.
По этой части отличились две авиакомпании — “Газпром авиа” и “Аэрокузбасс”. Их Кудинов даже упомянул в своём письме как пример — правда, отрицательный. В случае с газпромовской авиационной “дочкой” даже пришлось вмешаться прокуратуре, чтобы через суд добиться запрета эксплуатации опасных запчастей.
— В марте этого года томский транспортный прокурор подал иск к предприятию “Газпром авиа” о запрете эксплуатации, — сообщил Лайфу источник, знакомый с ситуацией. — Компания представила на экспертизу 22 детали, из которых 10 были признаны сомнительными и неаутентичными.
“Аэрокузбасс” каким-то магическим образом поставил на свой Ми-8 такой же автомат перекоса (узел винта), который в то же самое время эксплуатировала “Алроса”. На самом деле это были две детали с одинаковыми заводскими номерами — “близнецы”.
Детали-двойники — отдельная головная боль у чиновников. Каждая запчасть имеет свой паспорт и номер, поэтому, если где-то всплывает деталь с тем же номером или одинаковыми документами, это говорит о фальсификации. В 2017-м детальных двойников в авиации стало больше на порядок.
— В апреле обнаружили массовую фальсификацию комбинированных агрегатов управления (гидросистем), которые ставят на вертолёты Ми-8, — сообщает источник в отрасли. — В эксплуатации находилось семь “двойников”. На самих деталях перебиты номера корпусов, а техдокументация подделана.
Похожая по сценарию массовая фальсификация прошла и с шестью авиагоризонтами — это прибор, который показывает лётчику положение самолёта относительно горизонта. Нужен, чтобы летать в плохих метеоусловиях.
Финальная часть письма Кудинова сводится к тому, что авиакомпании, техники и чиновники на местах плевать хотели на проверку деталей.
— Все эти и другие случаи говорят о низкой эффективности работ по оценке аутентичности компонентов, если не сказать — об их отсутствии, — пишет он.
И это при том, что статистика пишется кровью: в нулевых как минимум пять катастроф с самолётами произошли из-за неоригинальных деталей, которые перетирались, лопались или изнашивались.
Однако общая печальная картина нарисовалась по вполне объективным причинам, уверены в Росавиации. Из России ушло много иностранных заводов, снабжавших русскую авиацию новыми приборами и деталями.
— В последние годы в России сократилось производство отдельных комплектующих [для воздушных судов]. Свернули связи с Прибалтикой, Украиной, чьи заводы производили достаточно много агрегатов для российских самолётов, — говорит другой чиновник от авиации на условиях анонимности. — Поэтому образовавшуюся нишу и занимает фальсификат.
Поэтому Росавиация требует поменять порядок работ. Каждый квартал материалы по каждой детали будут отправлять наверх, в центральный аппарат, для изучения и перепроверки. А чиновникам на местах наказали ещё внимательнее приглядывать за авиакомпаниями, чтобы не ставили на вертолёты что ни попадя.
Источник: “Life”