«Стратегическая задача – увеличение экспорта зерна»
-Михаил Юрьевич, вчера в Новороссийске введен в эксплуатацию крупнейший в России новый элеваторный комплекс. В чем уникальность этого проекта и как он поможет решению задач по наращиванию зернового экспорта?
-С вводом в строй новых элеваторных мощностей с загрузкой 110 тысяч тонн зерна порт ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» станет самым крупным из российских глубоководных портов по хранению, перевалке и переработке зерновых. Совокупный единовременный объем хранения может достигать 250 тысяч тонн, а с вводом в эксплуатацию летом следующего года еще одного элеваторного комплекса мощностью 50 тыс. тонн, общий объем хранения составит 300 тыс. тонн зерна. Новый этап развития инфраструктуры зернового терминала позволяет увеличить пропускную способность порта: он уже сегодня способен загружать на морские суда до 1600 тонн в час. Это в полтора раза больше, чем еще год назад. В ближайшей перспективе этот показатель будет расти, что позволит переваливать 6,1 млн. тонн экспортируемого зерна ежегодно. Полный комплекс работ по реконструкции и развитию портового кластера ПАО «НКХП» включает в себя, помимо запуска новых мощностей по хранению, сортировке и перевалке зерна, модернизацию и строительство новых подъездных железнодорожных путей и современного пункта приема зерна, расширение морской галереи в 4 раза, установку современного технологического оборудования.
-По каким основным направлениям развивается зерновой экспорт ОЗК?
-Основными покупателями нашего зерна являются страны Ближнего Востока – такие, как Египет, Саудовская Аравия, Иран, Ливия и др., а также страны Латинской Америки, прежде всего- Венесуэла. Новые элеваторные мощности в Новороссийске позволят существенно нарастить объемы экспорта отечественных рекордных урожаев в зернодефицитные регионы мира. Как известно, удовлетворение растущего спроса на отечественный ячмень в ближневосточных государствах ранее было ограничено возможностями портовых элеваторов. Отныне такой проблемы больше не существует: единовременному хранению подлежат до 8 видов зерновых, а объемы хранения достаточны для формирования грузовых партий. Помимо роста совокупного объема перевалки возрастет и мощность приема в пиковый сезон уборки зерновых – с 10,5 тонн в сутки до 14,5 тонн, а производительность отгрузки – с 1,6 тонн в час до 3,6 тонн.
-Столь амбициозный проект наверняка потребовал серьезных инвестиций. Каков их объем и когда окупятся новые элеваторные мощности в Новороссийске?
-Совокупный объем инвестиций в проект составляет около 6,5 млрд. рублей, срок окупаемости проекта – 6,5 лет. Объем собственных средств, направленных на модернизацию порта со стороны ПАО «НКХП» составил 2,7 млрд. рублей. Партнером по реализации проекта выступил банк ВТБ. Развитие зернового терминала ПАО «НКХП» предусмотрено долгосрочной инвестиционной программой АО «ОЗК», которая в соответствии с указом президента РФ № 209 от 20.03.2009 г. нацелена на увеличение объемов экспорта зерна, модернизацию и строительство элеваторных и портовых терминалов. Разработанный проект представляет собой анализ лучших мировых примеров строительства и эксплуатации глубоководных зерновых терминалов с учетом специфики бухты города Новороссийска. Расширение производственных мощностей ПАО «НКХП» положительно скажется и на социально- экономических показателях развития региона. Это новые рабочие места и дополнительные доходы бюджетов всех уровней.
-Россия в этом году собрала очередной рекордный урожай зерновых, но, по оценке ряда экспертов, это вызвало «перегрев» внутреннего рынка. Как ОЗК участвует в решении этой проблемы?
-Рост урожаев происходит во многом благодаря продуманной государственной политике по вовлечению в оборот земель сельхозназначения. Россия в этом году собрала более 130 млн. тонн зерна. При этом в годы высоких урожаев возрастает нагрузка на инфраструктуру, растет давление на баланс зерна. В этих условиях наша стратегическая задача – увеличивать экспорт российского зерна. План по экспорту составляет порядка 40 млн. тонн. Это стимулирует государственные и частные компании на развитие инфраструктуры рынка. Первые результаты уже видны, о чем свидетельствует введение в эксплуатацию нового элеваторного комплекса в зерновом терминале ПАО «НКХП».
АО «Объединенная зерновая компания» — крупнейшая инфраструктурная и трейдинговая компания, обеспечивающая экспортный потенциал российского зерна на мировом рынке и осуществляющая торгово-закупочную деятельность на внутреннем зерновом рынке в рамках реализации программы национальной продовольственной безопасности и поддержки сельского хозяйства России.
-Как вы оцениваете инициативу Союза пекарей и Союза мукомольных предприятий решить проблему с урожаем путем глубокой переработки зерна с тем, чтобы экспортировать не зерно, а муку?
-Объемы мирового рынка зерна несопоставимы по своим масштабам с рынком продуктов переработки. Так, мировой оборот зерна составляет 370 млн тонн в год, тогда как муки – до 15 млн тонн. При этом с учетом добавленной стоимости продуктов переработки представляется целесообразным развивать оба этих направления.
Кийко Михаил Юрьевич – генеральный директор ОАО «ОЗК». Ранее занимал должности заместителя директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, заместителя генерального директора по общим вопросам АО Концерна ВКО “Алмаз – Антей». Генерал-полковник полиции
Газета “КоммерсантЪ” от 06.12.17