Как внедорожники стали символом роскоши
Даже Lamborghini вывела на рынок свой первый кроссовер — Urus. Forbes вспоминает историю становления класса Luxury SUV – с 90-х годов до наших дней.
Компания Automobili Lamborghini вывела на рынок свой первый кроссовер — Urus. Оснащенный 4-литровым 650-сильным двигателем V8 с двумя нагнетателями, он, очевидно, станет самым быстрым внедорожником в мире: с 0 до 100 км/ч Urus способен разогнаться за 3,6 сек. Максимальная скорость составляет 305 км/ч. Любопытно, что крутящий момент двигателя даже больше, чем у Lamborghini Avendator — 850 Нм против 650, несмотря на то, что спорткар на 50 л.с. мощнее.
При этом Urus сохраняет черты внедорожного автомобиля. Так, помимо стандартных режимов «Шоссе» (Strada) и «Гонка» (Corsa), водитель может выбрать «Песок» (Sabbia), «Снег» (Neve) или «Грунт» (Terra). В этом случае дорожный просвет увеличится с 158 до 248 мм. Кроме того, в качестве дополнительной опции доступны офф-роуд бампера с увеличенными углами въезда и съезда.
Десять лет назад такая новость свела бы с ума любого поклонника марки, но сегодня она воспринимается вполне обыденно. Как так вышло, что внедорожники – еще недавно ассоциировавшиеся с разбитым проселком, охотой и рыбалкой — стали выпускаться самыми рафинированными спортивными марками?
Почему некогда утилитарная коммерческая техника превратилась в атрибут роскошной жизни? Forbes вспоминает историю становления класса Luxury SUV – с 90-х годов и до наших дней.
Mercedes-Benz G-klasse
Mercedes Gelandewagen — ветеран среди премиальных внедорожников, в этом году ему исполнилось 38 лет. Путевку в жизнь легендарному автомобилю выписал последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, заказавший Mercedes 20 000 вездеходов для военных нужд. Исламская революция 1979 года перечеркнула эти планы, но производство успело начаться на заводе Граца. В 1981 года компания переориентировала G-klasse на гражданский рынок и спартанский автомобиль стал обрастать опциями. А в 89-ом Mercedes представил первую люксовую версию Gelandewagen.
Cadillac Escalade
Американцы издавна тяготеют к большим и мощным автомобилям, так что не удивительно, что мода на роскошные внедорожники зародилась именно в США. Это произошло во второй половине 90-х годов, однако национальные производители не сразу уловили тенденцию. Да, они выпускали SUV, но машинам не хватало комфорта флагманских седанов. Лишь в 1999 году General Motors начал выпуск премиального внедорожника Escalade, чтобы потеснить хозяйничающих на рынке японцев. Огромный 8-местный универсал, оснащенный 5,4-литровым V8, в полной мере воплотил концепцию full-size luxury SUV.
Lexus LX
Внедорожник стал подлинным триумфом корпорации Toyota Motor. Верно угадав настроения североамериканских покупателей, компания в кратчайшие сроки разработала автомобиль на платформе Land Cruiser 80, и в 1996 году вывела его на рынок США под маркой Lexus. Аббревиатура LX расшифровывается как Luxury Crossover. Оснащение автомобиля по тем временам поражало воображение: телефон, бесключевой доступ в салон. Машине удалось завоевать рынок, к настоящему моменту выпускается уже третье поколение LX.
BMW X6
Хотя эта модель является флагманской, своим успехом она обязана «младшей» Х5, дебютировавшей на Детройтском автосалоне в 1999 году. Это была подлинная революция: BMW первыми поняли настоящие запросы покупателей. Людям не нужна была рама, блокировки и другие атрибуты всамделишного вездехода. Им хотелось получить азартный городской автомобиль, только внешне выглядящий как грозный внедорожник. Успех был колоссальным: всего было продано 61 6000 машин.
Porsche Cayenne
Porsche стала первой люксовой маркой, решившейся ввести в свою конюшню ломовую лошадь. В конце 90-х компания пребывала в кризисе, знаменитые на весь мир спорткары были хоть и чистокровными скакунами, но очень уж нишевым товаром. Повальное увлечение кроссоверами с выходом BMW X5 превратилось в настоящий бум, и Porsche решил не отставать от моды, представив в 2002 году Cayenne. Вначале компания подверглась жесточайшей критике, ее обвиняли в отходе от традиций. Однако время расставило все по местам: машина стала самой популярной в линейке, всего было реализовано свыше 150 000 автомобилей.
Bentley Bentayga
Вслед за Porsche, престижный кроссовер стала разрабатывать британская люксовая марка. Концепт-кар был продемонстрирован на Женевском автосалоне в 2012 году и вызвал настоящий шквал критики со стороны журналистов. Глава марки Вольфганг Дюрхаймер в ответ заявил, что Bentley – автомобиль не для всех, а потенциальной аудитории он нравится. Однако внешность машины все же была изменена. Bentayga поступил в продажу в 2015 году, став самым дорогим серийным кроссовером в мире.
Tesla Model X
Мимо бума SUV не прошла и первая автомобильная марка Кремниевой долины. Model X, появившаяся в продаже в 2015 году, стала третьей моделью Tesla Motors. Электрокар буквально ворвался на американский рынок: в прошлом году каждым вторым автомобилем, сходившим с конвейера завода Tesla во Фримонте, был кроссовер. Компания позиционирует Model X как самый безопасный SUV в истории, основываясь на данных краш-теста NHTSA. Кроме того, это один из самых быстрых внедорожников в мире — до 100 км/ч Model X разгоняется меньше, чем за 5 секунд.
Jaguar F-Pace
На Франкфуртском автосалоне 2013 года был представлен прототип кроссовера еще одной чистокровной спортивной марки – Jaguar CX-17. Это уже не вызвало удивления и критики со стороны фанатов, как в случае с Porsche или Bentley. Главным вопросом было — не поздновато ли Jaguar спохватился? Сможет ли он догнать конкурентов? Однако производитель высказал уверенность, что сегмент продолжит расти. И оказался прав: в 2016 году, когда F-Pace вышел на рынок, внедорожников класса люкс в мире уже продавалось больше, чем традиционных спорткаров и лимузинов.
Maserati Levante
Презентация модели Levante на прошлогоднем автосалоне в Женеве словно перевернуло страницу истории luxury SUV: стало понятно, что подобные машины вскоре появятся у всех премиальных марок без исключения. И действительно, такие планы есть у Rolls-Royce и Ferrari. Levante не вызвал у журналистов ни шока, ни скепсиса — стандарты сложились, стали привычными. Согласно прогнозам, доля SUV в премиальном сегменте в 2018 году превысит 60%. Возможно, пройдет еще несколько лет, и публика на автосалонах будет дивиться на традиционный спорткар так же, как когда-то на внедорожник Porsche Cayenne.
Алексей Сивашенков
Источник: “Forbes”