А Вексельберг подтвердил их цифры собственным рекордом
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр экономразвития Максим Орешкин и глава Минфина Антон Силуанов рассказали участникам экономического Гайдаровского форума о результатах 2017 года и о том, чего ждать после марта 2018. Те, от кого напрямую зависит экономическое будущее России, встретились на панельной дискуссии «Устойчивость экономического роста в России и мире». Это самое статусное мероприятие второго дня форума вызвало настоящий ажиотаж.
Актовый зал университета РАНХиГС был переполнен: люди стояли в проходах, кто-то сидел на полу, даже организатор мероприятия, ректор университета народного хозяйства Владимир Мау,не сразу нашел свободное место — помогли студенты-волонтеры. Всем хотелось узнать, насколько стабилен экономический рост, который демонстрирует российская экономика в последний год, и каковы его перспективы.
На удивление, дискуссия началась не с разговора с экспертами, а с опроса зрителей. Ведущий предложил всем собравшимся выбрать вариант ответа к следующему вопросу: «Согласны ли вы с утверждением, что мировая экономика вышла из кризиса 2008 года, а российская экономика — из кризиса 2015—2016 года?» Когда ведущий попросил Орешкина рассказать о достижениях его ведомства за 2017 год, министр с улыбкой отметил, что дождется, пока ответит весь зал, так как не хочет повлиять на результаты голосования.
«Какое самомнение», — процедила соседка слева вдогонку самому молодому министру России. Впрочем, оказалось, что Орешкину действительно есть чем гордиться. Он отчитался о показателях роста экономики (авиаперевозки увеличились на 20%, продажа легковушек — на 12% и т. д.) и отметил, что 2017-й — год окончания адаптации российской экономики к изменившейся системе. «Три года назад инфляция была под 15%, ни один человек в этом зале не верил, что спустя три года мы будем говорить об отклонении на полтора процента от заданного курса на 4% инфляции в год», — заявил Орешкин.
Его оптимизм поддержала Набиуллина. Она предсказала дальнейший рост экономики на 1,5 — 2% в год, посетовав, что мы продолжаем оглядываться на нефтедоллар, впрочем, тут тоже наблюдаются позитивные моменты: «Зависимость сохраняется от цен на нефть, но все-таки наша экономика научилась жить самостоятельно и работать при низких ценах».
Глава Минфина пообещал в 2018 году прогнозируемый курс рубля, что сыграет на руку как экспортерам, так и импортерам. И даже представитель бизнеса президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг также признал, что год выдался скорее позитивным, в том числе из-за деятельности кабмина: «В росте 2018 года лежат принятые нормы правительства по стабилизации отрасли. Капиталовложения „Реновы“ выросли на 50% за 2017 год, а в 2018 году мы запланировали удвоить эти цифры. В целом экономика верит в инновации, и правительство делает многое для этого».
Главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева и вовсе нарисовала идиллическую картину. Сначала она заявила, что «год был просто отличный», а после призвала зал поаплодировать Силуанову. По мнению Георгиевой, есть три главных достижения правительства в 2017 году, которые нужно отметить: бюджетное правило, программа по цифровизации экономики, а также решение системно управлять ожиданиями. Тут зал удивленно стал переглядываться — давно столько похвал в адрес кабмина не сыпалось. Но, кажется, что эти позитивные отклики немного разговорили главу МЭР Орешкина — он начал рисовать картину будущего, того, что ждет нас в следующем политическом цикле.
«Потребительский спрос должен увеличиться, ставки по ипотеке — снизиться, а инвестиционная активность вырасти от позитивного эффекта новой экономической политики, которая сформируется к маю [то есть к формированию нового правительства после инаугурации выбранного в марте 2018 года президента — прим. „URA.RU“]», — заявил Орешкин и тут же поспешил добавить, что ему пока преждевременно об этом говорить. Но спустя еще некоторое время министр все-таки приподнял завесу тайны. Он рассказал, что с весны 2018 года приоритетом правительства станет создание качественного уровня жизни. «Это укрепит экономику, остановит утечку человеческого капитала и, наоборот, привлечет в Россию высококвалифицированных специалистов», — уточнил он. Орешкин отметил, что с 2018 года будет вводиться новая практика оценки госуправления: экономика будет успешной, если акцент будет сделан не на количестве денег, потраченных на какую-то отрасль, а на эффективность их использования.
Заявления Орешкина, как и любого другого члена кабмина, нужно рассматривать в призме предвыборной кампании Владимира Путина, отмечает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин. «Все, что сейчас говорят чиновники, работает на кампанию Владимира Путина. Власть окончательно осознала тот факт, что население заботят социально-экономические вопросы, а международная повестка ушла на второй план. Эта дискуссия касалась бюджетного маневра, того, что не нужно увеличивать расходы на социальный блок, а нужно их делать эффективнее. Этот вопрос сейчас действительно активно прорабатывается», — пояснил эксперт. Он также добавил, что в мае 2018 года вся тройка участников этой панели может сохранить за собой посты: «Кадровый вопрос будет, конечно, решаться после выборов, но сейчас, на старте, шанс есть у каждого: и Силуанов, и Набиуллина, и Орешкин подходят под типаж молодых технократов».
Марина Иванова
Источник: “Ура.Ру”