Готовясь к Новому году, жители страны потратили немалые деньги на продукты для праздничного стола. И хотя многие из этих товаров были признаны некачественными, продавцы убирать их с прилавков не спешили — мол, под шумок пойдет всё
Попробуем разобраться, почему же торговые сети не прислушиваются к мнению экспертов?
Организации, отслеживающие качество продуктов, заявляют, что количество фальсифицированных товаров давно уже перешло все границы. Почти 10% сливочного масла не соответствует требованиям, 75% сыра — откровенная подделка. Не так давно эксперты озадачили сладкоежек сообщением, что 25% шоколада сделано с серьезными нарушениями технологии.
О том, что розничная торговля закрывает глаза на некачественный, а то и небезопасный продукт, информирует и система государственного мониторинга «Роскачество». В ее обязанности входит проверка товаров и продуктов на соответствие официальным ГОСТам и стандартам. На сайте «Роскачества» вы найдете множество отчетов о том, на что можно потратить деньги, а на что лучше не стоит. Например, непременный атрибут праздничного стола — сервелат. Девять образцов популярного сорта колбасы эксперты признали опасными для употребления в пищу. В ряде случаев они не досчитались обязательной в составе говядины, а иногда, наоборот, получили ненужную и даже вредную для здоровья добавку. Нет, качественный сервелат на прилавках есть, но его еще нужно найти.
А вот сообщение из Россельхознадзора: проверка выявила в пастеризованном молоке марки «Простоквашино» антибиотики. Теперь в отношении товаров, сделанных на одном из комбинатов Ростовской области, будет проводиться усиленный лабораторный контроль. Наш поход по московским магазинам показал, что все нарушители благополучно реализуют свою продукцию в столичных супермаркетах. Колбаса с кониной вместо свинины продается по заоблачным ценам. Почему так происходит? Разве не должны продавцы прислушиваться к мнению тех, кто оценивает продукты и строго отсеивать недобросовестных поставщиков? Когда человек идет в супермаркет, он рассчитывает, что продавец следит за качеством продаваемого товара. Это же не ушлая торговка на сельском рынке, которая может подсунуть все, что угодно. Люди думают, что крупные торговые сети строго контролируются государственными надзорными органами, поэтому им можно доверять», — отмечает типичное заблуждение эксперт Общества защиты прав потребителей Николай Пастухов. Но именно в сетевых магазинах специалисты и обнаруживают товары, к которым можно предъявить серьезные претензии.
Ритейлеры оправдываются: мы, мол, не можем проверить качество продукта, и если товар является фальсификатом, то вводятся в заблуждение не только покупатели, но и продавцы. «Попадание фальсифицированной продукции в торговую систему — это, прежде всего, недостаток работы государственных органов надзора», — считает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Однако многие эксперты рынка не согласны с таким мнением. Они говорят, что продавцов больше интересуют поборы с поставщиков, а не качество товаров. Под видом добровольных платежей поставщики вынуждены оплачивать из собственного кармана всевозможные премии и бонусы работникам торговли, причем за не нужные услуги. Например, за работу по продвижению товаров, их подготовке, обработке, упаковке и размещению на стеллажах.
«В итоге на полках оказывается товар не самых добросовестных производителей, а самых покладистых и щедрых. Это одна из главных причин, почему на полках лежат некачественные товары», — говорит Николай Пастухов.
У государственных организаций вроде «Роскачества» нет никаких полномочий, чтобы заставить торговцев снять скомпрометированную продукцию с продажи. Получается замкнутый круг: эксперты выявили нарушения в производстве, но запретить его продавать не могут. Зачем тогда тратить бюджетные деньги на работу организаций, которые все равно не могут повлиять на ситуацию?
«Сегодня мало кто сомневается, что надо менять систему взаимоотношений между поставщиками и посредниками. Торговые сети должны быть заинтересованы в том, чтобы продавать только качественный товар. Кто из них заслуживает доверия, а кто нет, определяют экспертные организации. Но для этого нужны изменения в законодательстве, а их пока даже не планируется», — говорит Николай Пастухов.
Словом, покупателю, желающему принести домой только качественные продукты, по-прежнему придется рассчитывать только на свой опыт и толику везения. На государство и ритейлеров, увы, никакой надежды нет.
Наталья Пуртова
“Новый вторник”