К чему приведёт легализация крипторынка в России
В четверг Минфин выложил на своём сайте полный текст законопроекта “О цифровых финансовых активах”. Он предусматривает достаточно жёсткие ограничения для майнеров-любителей и криптоинвесторов, чётко регулирует процедуры ICO и фактически запрещает анонимные транзакции. Лайф разбирался, как отреагировал рынок на законопроект и что ждёт российскую “цифровую экономику”, если он будет принят.
В первую очередь законопроект даёт определения всем ключевым терминам в криптоиндустрии. К примеру, майнинг — “предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты”. Это значит, что майнеры станут индивидуальными предпринимателями, должны будут зарегистрировать своё ИП и платить налоги.
— При этом в нынешней редакции закон вряд ли будет принят. Просто потому, что открытым остаётся ряд ключевых вопросов. В частности, каким образом будет проходить обмен криптовалют и токенов на рубли и иностранную валюту. Также окончательно не урегулирован вопрос по критериям отбора бирж для торговли криптовалютами, — отмечает финансовый консультант TeleTrade Михаил Грачёв.
В законе рассматривается два цифровых актива — криптовалюта и токен. При этом в документе подчёркивается, что законно расплачиваться ими в России запрещено. Согласно законопроекту, цифровые активы разрешат лишь менять на обычные деньги или другие цифровые активы. Причём проводить такой обмен без ограничений смогут лишь специализированные юрлица — операторы обмена цифровых финансовых активов.
Цифровые кошельки тоже будут выдавать эти операторы. Причём их нельзя будет получить анонимно. Цифровые кошельки операторы смогут открыть только после того, как владелец пройдёт процедуру идентификации в соответствии с Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма”.
— Что касается жёстких ограничений по покупке криптовалюты, то они результата не дадут — их легко обойти, — рассказывает президент Российской ассоциации криптовалюты и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. — Куда важнее правильно выстроить систему налогообложения в моменте перехода из криптовалюты в фиатные деньги. К тому же криптовалюта должна быть доступна любому. Для этого необходимо устанавливать криптоматы по аналогии с банкоматами. Так уже происходит во всём мире, где через криптоматы можно и купить криптовалюту, и обменять на фиатные деньги, и поучаствовать в ICO.
Под контролем окажется и ICO. У токена определённого вида сможет быть только один эмитент. Причём для покупателей будут действовать жёсткие ограничения. К примеру, лица, не являющиеся в соответствии с Законом “О рынке ценных бумаг” квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тыс. рублей.
— Эта мера поможет защитить непрофессиональных инвесторов от больших потерь, — поясняет аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — Таким образом, законопроект защищает эту категорию инвесторов от мошенников и рискованных вложений. Если он будет принят, то в случае мошенничеств, недобросовестные граждане будут привлекаться к уголовной ответственности. Наверняка этот законопроект обеспечит чистку рынка.
В целом же именно вопрос ICO вызвал больше всего вопросов у криптоинвесторов. С одной стороны, закон защищает непрофессионалов, а с другой — они оказываются в ущемленном положении. Выходит, что неквалифицированные и квалифицированные инвесторы оказались в неравных условиях. На рынке есть разные мнения по регулированию этого вопроса. В РАКИБ, например, предлагают ввести регистрацию непрофессиональных инвесторов и присвоить им статус криптопредпринимателей с облегчённым налогообложением.
— В проекте явно просматривается аналогия со многими нормативными актами в отношении рынка ценных бумаг, инвестиций и биржевой деятельности, — рассказывает инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин. — Но бросается в глаза то, что, кажется, составители закона ещё плохо понимают сущность криптовалют и других цифровых активов. В этом, в частности, и суть возникновения разногласий между Минфином и Центробанком по поводу роли и возможностей токенов. Просматривается желание ЦБ жёстко ограничить возможности обращения и конвертируемости криптомонет и придания им свойств ограниченных платёжных средств. Но свойства токенов не могут быть ограничены регулятором, их свойства и возможности использования в цифровом мире определяются целиком их эмитентом и инициатором ICO.
Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что в современной редакции законопроект вряд ли будет принят. Потребуется ещё много изменений и корректировок в части адаптации положений закона к реалиям цифровых технологий.
— И будем надеяться, что этот закон не помешает развитию крипторынка в нашей стране, потому что этот закон чисто российский, а рынок криптовалют — глобальный, вот о чём должны помнить разработчики закона, — обращает внимание Иван Карякин. — И в случае глубоких противоречий участники крипторынка просто выберут другую юрисдикцию.
Источник: “Life”