Как выглядит Россия без Путина
Почему новость о простуде Владимира Путина удивляет? Потому что непривычно – о здоровье первого лица официальные лица путинской эпохи почти не говорят, этой темы не существует, а тут вдруг заговорили. Что за десакрализация, зачем она? К тому же Дмитрий Песков – это ни слова в простоте; Песков наш старый знакомый, и мы давно знаем, что его слова нельзя воспринимать буквально, и можно даже составить специальный словарик: «это не вопрос Кремля» значит «Кремль в панике», «я не в курсе» – «всем Кремлем следим, затаив дыхание», «сообщения СМИ нуждаются в проверке» – «на самом деле все еще ужаснее, чем пишут в газетах», и так далее. И вот когда Песков говорит, что Путин заболел – он что на самом деле имеет в виду?
Слухи об отмене публичных мероприятий с участием Путина появились еще до сообщения о простуде. Кремлевский корреспондент «Комсомолки» отмену поездки в Сочи и запланированных встреч уверенно связал с крушением самолета в Подмосковье: «Подобные человеческие шаги для него в порядке вещей… Отменить президентскую поездку в знак уважения к погибшим в авиакатастрофе людям – это тоже по-человечески». Дальше появились первые утечки о потерях «Вагнера» в Сирии, и это тоже вполне приемлемая версия, объясняющая поведение Путина – он ведь так же исчезал, когда убили Немцова; то ли уклонялся от неприятного разговора с Рамзаном Кадыровым и федеральными силовиками, то ли просто хотел прийти в себя, то есть неизвестно, зачем и почему, но точно исчезал. Тогда же стало ясно, что кремлевские медиапланировщики практикуют использование «консервов», когда заранее снятые телевизионные сюжеты с участием президента даются в эфир позже, в те дни, когда президент на самом деле где-то пропадает.
Встреча Владимира Путина с Сергеем Ивановым-младшим, показанная уже после того, как Песков объявил о болезни президента, тоже производит впечатление «консервов» – не потому, что с картинкой что-то не так, а потому, что только что ведь сказали: заболел человек, нет его, – и он тут же появляется и разговаривает об алмазах, чем запутывает всех окончательно.
Но что тут самое абсурдное – ну ладно, Путин заболел, бывает. Выбила простуда человека из строя. А вот если бы он не заболел, если бы не простудился, он бы тогда – продолжите фразу. Он бы тогда что? Продолжил бы активно готовиться к выборам, ездил бы по стране, агитировал за себя, доказывал бы что-то?
Нет, ничего этого, конечно, не было бы. Когда Путин здоров, по телевизору показывают какие-то его «рабочие встречи». Когда Путин болеет, тоже показывают «рабочие встречи». Разницы вообще никакой, и именно отсутствие разницы делает бессмысленной новость о простуде Путина, более того – новость о простуде привлекает внимание к тому обстоятельству, что он и без простуды куда-то исчез, и уже довольно давно.
Нет никакой предвыборной кампании, и речь не о дебатах или предвыборных митингах, это-то ладно – все понимают, что классическая предвыборная кампания Путину и не нужна, он никогда, ни на одних выборах не вел себя как обычный кандидат, и эта его привычка общеизвестна и тоже не удивляет. Но своеобразный предвыборный опыт есть и у Путина, когда за несколько недель до выборов стандартный новостной поток на президентскую тему делается более изобретательным и разнообразным, ярче делаются высказывания, интереснее встречи, оригинальнее фон, генерируются информационные поводы, которых не бывает в обычное время, и государственные медиа ни на минуту не дают своей аудитории забыть, кто у нее президент и за кого она должна голосовать.
А тут – вообще ничего. Ружья, развешанные по сцене в начале пьесы, так и не выстрелили. Забыт хоккеист Овечкин со своей «Путин тим». Обещанный акцент на молодежь обернулся бесконечной чередой молодежных слетов («Лидеры России», форум «Наставник», от участия в котором Путин как раз и отказался в связи с простудой) без участия Путина. Отложено на непонятный срок президентское послание, обязательное по закону. Штаб Путина отказался от бесплатного эфирного времени для агитации. Была встреча с доверенными лицами, и с тех пор о доверенных лицах ничего не слышно – не выступают, не агитируют, никуда не ходят. Нет ничего подобного ролику с Чулпан Хаматовой, нашумевшему во время прошлых выборов, а еще кажется, что под угрозой неизменная, с ельцинских еще времен, никогда не нарушавшаяся традиция предвыборных посещений очередной игры КВН, когда президент сидит в зале и хохочет. Эту традицию придумал много лет назад Михаил Лесин, а сейчас первые выборы без него – может быть, в этом дело?
Символ путинской кампании 2018 года – телевизионный повтор прошлогоднего фильма Оливера Стоуна о Владимире Путине, вот уж всем консервам консервы, самые премиальные. Стоун снимал интервью, интервью – это жанр, который устаревает очень быстро, и если показывать по телевизору старое интервью, то почему бы и в новостях не показывать какое-нибудь ретро – встречи с Бушем-младшим, саммит «восьмерки» в Петербурге, сочинскую Олимпиаду, совещание в Пикалеве, парад в честь 70-летия или 60-летия Победы. Медийное наследие Владимира Путина огромно, и если он не хочет сейчас ничего делать, самое время обратиться к архивам.
А он, судя по всему, именно не хочет ничего делать, и именно в этом и заключается главная новость нынешней предвыборной кампании. Администрация президента готовилась весь год, первые утечки (о выборах как о «референдуме о поддержке Путина») появились в феврале прошлого года. Дальше было увлечение молодежной тематикой, интрига с Навальным, поиск новых лиц и появление Грудинина и Собчак. Этот растянувшийся на год предпредвыборный процесс можно описать как сказку о царевне Несмеяне – кремлевские волшебники долго суетились вокруг Путина, пытаясь его развеселить и заинтересовать, но ничего у них не получилось, он так и не вышел из горницы – мол, ладно, давайте уж вы без меня, и они действительно готовятся к выборам без него. Может быть, и объявление о простуде – часть этого же сюжета: в Кремле давно чувствуют ненормальность ситуации, когда Путин самоустранился от всех предвыборных дел, и потому простуда, о которой, конечно, никогда бы не стали объявлять в обычное время, воспринимается сейчас как подарок – смотрите, он не просто так игнорирует выборы, а по уважительной причине.
Смешно будет, если он и после выборов не захочет царствовать. Кто хотел Россию без Путина – ну вот, пожалуйста, получайте.
Олег Кашин
Источник: “Republic”