Мэрия ищет миллиарды, теряет имущество и готовится отдать транспорт бизнесу
Фискалы ждут от чиновников администрации новый антикризисный план.
Власти Челябинска в ближайшее время должны предоставить ФНС РФ свои предложения по погашению крупнейшей задолженности перед бюджетами, сформированной муниципальными транспортными предприятиями. По данным фискалов, уже на март в столице Южного Урала запланировано расширенное совещание с участием специалистов федеральной службы, на котором будет рассмотрен дальнейший ход банкротства МУП «ЧелябГЭТ». Инсайдеры уверяют, что мэрия намерена привлечь к погашению налогов крупный бизнес и уже ведет соответствующие переговоры. В противном случае чиновников ждут новые миллиардные иски о субсидиарной ответственности. Пока в администрации готовят план для ФНС, в суды продолжают поступать иски от других кредиторов, а «Государственная транспортная лизинговая компания» забирает имущество у банкротных МУПов – «по юридическому адресу в ЯНАО уже уехали челябинские автобусы и трамваи, но многомиллионные претензии меньше не становятся». Единственным возможным спасением муниципальной транспортной сферы эксперты рынка сегодня и вовсе называют передачу «этого вида деятельности в концессию».
В Челябинске новый поворот получило банкротство транспортных МУПов. Как стало известно «Правде УрФО» из источников, близких к налоговой службе, в начале марта столицу Южного Урала посетят специалисты ФНС РФ, которые примут участие в расширенном совещании, посвященном дальнейшему ходу банкротства МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (ЧелябГЭТ). Представители федеральной службы ждут от властей города предложений по погашению колоссальных долгов перед бюджетом.
Со слов собеседников издания, ранее рабочая встреча с налоговой прошла в Москве, после чего было принято решение провести очередной раунд переговоров непосредственно в Челябинске «лицом к лицу с местными чиновниками».
Уточним, ФНС является основным кредитором МУП «Челябинский автобусный транспорт» (МУП «ЧАТ») и ЧелябГЭТ. Фискальному органу в рамках дел о банкротстве уже удалось включить в реестр требований задолженность перед бюджетами на сотни миллионов рублей.
Более того, кредиторы настаивали на привлечении управленцев к субсидиарной ответственности, и конкурсным управляющим МУП «ЧАТ» был подан соответствующий иск на 878 миллионов к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска, Сергею Афанасьеву и Эдуарду Маховскому (оба возглавляли МУП в разные периоды).
Источники в налоговой утверждали, что рассматривается вариант и привлечения чиновников Челябинска к субсидиарной ответственности в рамках банкротства ЧелябГЭТ, однако, по их оценкам, сумма могла быть значительно больше и «дойти до 1,5 млрд рублей». «Мотивировка примерно такая же, как и по МУП «ЧАТ»: бюджетное недофинансирование предприятия со стороны городских властей, которое в конечном итоге и привело актив к банкротству. Однако требования по ЧелябГЭТ будут существенно больше», – рассказывал источник, детально знакомый с ходом судебных разбирательств.
Собеседники в транспортной отрасли Челябинска также рассказывали, что ООО «Челябинский электрический транспорт» и ООО «Общественный городской транспорт», созданные на смену обанкроченным МУПам, якобы обратились в коммерческие банки за крупными займами, которые, по их версии, в том числе планировалось направить на погашение «субсидиарки». При этом, как указывали аналитики, такое решение могло привести к критическим последствиям для новых компаний, «поскольку проблема с недофинансированием никуда не исчезла».
Впрочем, как удалось выяснить «Правде УрФО» из собственных источников, сейчас рассматривается еще один вариант – погашение задолженности перед налоговой третьей стороной.
«Мэрия сейчас активно ведет переговоры с крупным бизнесом. В бюджете денег на это нет, а закон о банкротстве разрешает гашение налогов третьим лицом. Однако в связи с тем, что еще до конца непонятна схема банкротства ЧелябГЭТ, инвесторы ведут себя осторожно. Никто не будет доставать такие средства из кармана без серьезных гарантий», – рассказывает источник, близкий к администрации Челябинска. По его словам, решение может быть принято сразу после совещания с ФНС РФ, если будут достигнуты необходимые договоренности. «Единственный способ привлечь средства у бизнеса и сохранить транспорт под контролем муниципалитета – это концессия. Не исключено, что именно такой вариант будет рассмотрен сторонами», – отмечает эксперт в транспортной отрасли.
Параллельно активно разворачивается расчет с другими кредиторами муниципальных предприятий, который уже стоил властям перечня имущества. Так, на данный момент в Арбитражном суде города Москвы рассматривается иск «Государственной транспортной лизинговой компании» к ЧелябГЭТ, в рамках которого организация выставила требования о возврате имущества по договору от 2012 года.
Впрочем, как рассказал «Правде УрФО» конкурсный управляющий МУП «ЧелябГЭТ» Дмитрий Лазарев, имущество в количестве 10 трамваев уже передано ГТЛК. «Лизинговой компании мы уже все передали. Поэтому производство в ближайшее время будет прекращено. ООО «ЧелябГЭТ» выступало против передачи, но мы пояснили, что есть недоплата по договору, и возражения в данном случае бесперспективны», – отметил Лазарев. Добавим, что в рамках банкротства МУП «ЧАТ» «Государственная транспортная лизинговая компания» (ЯНАО) также предъявила к городской структуре требования на 143 млн рублей.
Комментировать обстоятельства переговоров мэрии Челябинска относительно погашения долгов перед налоговой Дмитрий Лазарев отказался, отметив, что рассматриваются все возможные способы урегулирования критической ситуации.
Между тем, как отмечают наблюдатели, привлечение к транспортной сфере крупного инвестора могло бы стать благоприятным для мэрии сценарием. «Правда УрФО» уже подробно сообщала, что к МУПам Челябинска уже предъявлены колоссальные претензии, урегулировать которые предприятия, по мнению депутатов гордумы, самостоятельно однозначно не смогут, «а значит, расплачиваться придется бюджету». По предварительным экспертным оценкам собеседников в Заксобрании региона, «потери казны могли составить до 4 миллиардов рублей».
Андрей Щербов
Источник: “Правда УрФО”