Мосгорсуд утвердил арест обвиняемых в причастности к схеме с доставкой наркотика из Аргентины
Мосгорсуд оставил под стражей фигурантов громкого «дела об аргентинском кокаине» — предпринимателей 53-летнего Владимира Калмыкова и 28-летнего Иштимира Худжамова. По версии следствия, они должны были встретить в одном из аэропортов Москвы почти 400 кг кокаина, но не смогли этого сделать, поскольку вещество к тому времени было изъято спецслужбами в Аргентине и заменено на обычную муку. Обвиняемые настаивают на том, что стали жертвой провокации силовиков, однако убедить суд в необоснованности своего ареста не смогли.
Оба обвиняемых участвовали в заседании по видеосвязи из московского СИЗО-5 «Водник». Они выглядели уже освоившимися в заключении, во всяком случае, попросили некоего «начальника» в изоляторе закрыть дверь, чтобы убрать мешавший им шум, они вполне уверенно. Предприниматели охотно соглашались на любое участие СМИ в разбирательстве — от проведения фотосъемки до присутствия «на последнем слове», как они назвали свои выступления на заседании.
Оспаривая обоснованность своего ареста, оба фигуранта и их защита настаивали, что подследственные не собираются скрываться или каким-либо способом мешать проведению расследования.
Калмыкову и Худжамову вменяется в вину участие в незаконном обороте наркотиков, а Калмыкову, кроме того, и особо крупная контрабанда наркотиков (ч. 5 ст. 228.1; ч. 4 ст. 229.1 УК РФ). Силовики задержали их в декабре прошлого года в Москве, с тех пор оба находятся под стражей. По мнению обвинения, именно они должны были встретить кокаин в России. Однако осуществить задуманное им не удалось, поскольку еще в Аргентине силовики заменили содержимое чемоданов, упаковав в них обычную муку. Еще один задержанный в столице предполагаемый участник криминальной схемы Али Абянов также пытался обжаловать арест, но пропустил срок подачи жалобы, и ее апелляция не рассматривала.
Представители Худжамова настаивали, что силовики «искусственно создали условия для преступления» и фактически «спровоцировали его»
Защита Худжамова напомнила, что кокаин был официально изъят еще 8 декабря 2016 года в Буэнос-Айресе в присутствии работников посольства и чекистов. «Но вместо расследования они начали искать тех, кому можно переправить наркотики в Россию»,— заявил адвокат Дмитрий Миненко. Господин Миненко утверждал, что в отношении его клиента «была совершена провокация». «Ковальчук (арестованный в Германии предполагаемый организатор схемы Андрей Ковальчук.— “Ъ”) предложил моему клиенту купить кофе и заработать на его перепродаже в октябре 2017 года. До этого моего подзащитного у силовиков не было даже на горизонте»,— заявил адвокат. Он просил заменить меру пресечения на не связанную с содержанием под стражей.
Со схожей версией про кофе, а также с идентичными доводами и просьбами к суду обратился адвокат Калмыкова Андрей Шалаев. «Это уму непостижимо, что какие-то наркотики могли оказаться в МИДе. Мой клиент, естественно, ничего об этом не знал»,— заявил господин Шалаев. По словам адвоката, Калмыков является «членом “Единой России”« (в пресс-службе партии “Ъ” позже сообщили, что человека с такими данными в реестре ЕР нет), а ранее «служил на подлодке, где однажды самоотверженно потушил пожар». Сам Калмыков назвал обвинения в свой адрес надуманными, а самого себя — человеком, которого силовики «нашли под любым поводом, чтобы впарить кокаин». «Как бизнесмен я поверил Ковальчуку, который представлялся сотрудником МИДа и офицером спецслужб. Он предлагал заработать на элитном кофе марки “Лювак”, никакой речи о кокаине не было»,— заявил он. Калмыков вспомнил не только о своем бизнесе и недвижимости, но и о давней «работе в ЦК ВЛКСМ». «Я не собирался совершать никакие преступления. Это была простая человеческая подстава. Нас позвали сотрудники ФСБ, а задержали при виде обернутых веревками пакетов, на которых было написано “Ковальчук” и его номер телефона. Их не вскрывали, и никто на самом деле не знает, что там было»,— сказал он суду. В этот момент его дополнил Худжамов, сообщивший, что они «покупали кофе у Ковальчука, которого воспринимали как сотрудника спецслужб». «Мы ожидаем его экстрадиции. Он задержан, слава богу. Мы полностью сотрудничаем со следствием и сейчас от этого не отказываемся»,— сообщил он.
Представитель прокуратуры назвала доводы обвиняемых необоснованными, так как «все они были озвучены в первой инстанции — Тверском суде». «Идет активный сбор доказательств. Дело носит международный характер. И более мягкая мера пресечения не обеспечит беспрепятственного ведения следствия»,— заявила она. В результате Мосгорсуд отклонил жалобы, признав арест обоих фигурантов до 13 апреля законным и обоснованным.
Тем временем Андрей Ковальчук по-прежнему находится в тюрьме в Германии. Материалы на его экстрадицию из Генпрокуратуры РФ, по данным источников “Ъ”, в эту страну еще не поступили. Не виделись с ним до сих пор адвокат фигуранта и его супруга: она рассчитывает на свидание на следующей неделе.
Источник: “Коммерсантъ”