ОПК остался без денег и новых технологий
«Уральский компрессорный завод» требует признать контракт с военными ничтожным.
Екатеринбургское предприятие «Уральский компрессорный завод» стало участником масштабного конфликта с Минобороны РФ. В 2017 году оно единственное из Свердловской области сорвало исполнение гособоронзаказа. Уже в течение трех лет завод не может сдать военным емкости для хранения и транспортировки кислорода. Как выяснилось уже после подписания госконтракта, такое оборудование ранее в России просто не производилось. Впрочем, даже после проведения опытно-конструкторских разработок, представители министерства отказались принимать новое оборудование. Екатеринбургское предприятие не смогло подтвердить безопасность транспортировки емкостей на самолетах Ил-76. Конфликт уже вылился в ряд судебных разбирательств: промышленники заявили о ничтожности сделок с военными, а Минобороны выставило заводу многомиллионную неустойку. Пока арбитражи рассматривают финансовые разногласия сторон, отраслевые эксперты вынуждены констатировать серьезные проблемы в целом с оплатой работ для военных – долги Минобороны перед ОПК Свердловской области уже превысили 5 миллиардов рублей.
АО «Уральский компрессорный завод» (УКЗ, Екатеринбург, принадлежит физическим лицам) по итогам 2017 года стало единственным предприятием из Свердловской области, которое сорвало реализацию гособоронзаказа. «С ними был заключен контракт на поставку транспортных резервуаров для жидкого кислорода. На самом деле продукция была выпущена, готова к отгрузке, но заказчик отказался от приемки по причине ее несоответствия техническим требованиям после проведения испытаний. Мне кажется, на сегодня единственный выход – признавать контракт ничтожным, расторгнуть его, а изделие продать на гражданском рынке», – обрисовал ситуацию глава Союза предприятия оборонных отраслей Свердловской области Николай Клейн.
Впрочем, в Минобороны, судя по всему, предполагают другой сценарий развития событий. По контракту, завод за 73 миллиона должен был изготовить 32 транспортных резервуара для длительного хранения кислорода еще в 2015 году. Военные рассчитывали использовать емкости для наземного обслуживания авиационных баз и аэродромов. Однако ни в 2016 году, ни в 2017 году оборудование принято не было. Чиновники выставили заводу из Екатеринбурга неустойку за срыв заказа более чем на 500 дней. Первоначально в Арбитражный суд Москвы поступило заявление министерства, в котором размер неустойки был обозначен на уровне почти 127 млн рублей.
Все же, рассмотрев обстоятельства дела, взвесив возможные потери военных, которые в срок не получили резервуары, судья решил применить принцип «соразмерности начисленной неустойки последствиям неисполнения обязательств должником». В итоге «Уральский компрессорный завод» обязали выплатить лишь часть суммы – 28 млн рублей.
При этом, по информации осведомленного источника «Правды УрФО», прямой вины предприятия в срыве заказа не было. Первоначально Минобороны само согласовывало перенос сроков, так как заявленного оборудования, которое можно было бы транспортировать не только автомобильным и железнодорожным транспортом, но и самолетами, в России еще не делали. В ноябре 2015 года, когда сроки реализации ГОЗа подходили к концу, министерство согласовало проведение опытно-конструкторских разработок (ОКР). «Компания подготовила эскизы, технические проекты, комплект рабочей, эксплуатационной и технологической документации, изготовила опытный образец, провела испытание совместно с Государственным летно-испытательным центром (ГЛИЦ) МО», – рассказал собеседник издания. ОКР были завершены лишь в ноябре 2016 года. По их итогам Минобороны утвердило технические условия и техзадание, по которому УКЗ уже серийно выпустил 32 резервуара. Впрочем, в конце 2016 года по результатам технической приемки военные отказались от оборудования, так как оно не соответствовало критерию по транспортабельности.
При этом Министерство обороны направило предприятию письмо в январе 2017 года, в котором было указано, что образец военной техники прошел испытания и рекомендован к принятию на снабжение, АО «УКЗ», в свою очередь, необходимо было разработать инструкции по эксплуатации для самолетов Ил-76.
Однако компания не смогла предоставить документы-обоснования безопасности транспортировки цистерны. УКЗ обязали доработать проект по авиатранспортированию емкостей с криопродуктами и направить на согласование в ОАО «Ил». По состоянию на июнь 2017 года необходимые документы предоставлены не были, а Минобороны не приняло работу и обратилось в суд для взыскания неустойки, как это потребовали представители военной прокуратуры Центрального округа.
Отметим, что в настоящее время УКЗ пытается расторгнуть контракт с Минобороны, признав его ничтожным. Соответствующее заявление подано в Арбитражный суд Москвы. Рассмотрение дела отложено на 21 марта. Ответчику предписано предоставить правила авиационных перевозок в действующей редакции, а заявителю – официальные документы, подтверждающие достоверность их доводов о необходимости расторгнуть этот госконтракт.
Эксперты в сфере ОПК между тем указывают, что руководство и собственники завода получили на данный момент лишь финансовые претензии, так как происходило это все до начала 2018 года. В скором времени оборонщиков может ждать и более суровое наказание. «С этого года Госдумой РФ приняты подзаконные акты, которые предусматривают как дисциплинарную, так и уголовную ответственность за срыв ГОЗа», – подчеркнул Николай Клейн.
К прочему, аналитики указывают на серьезные проблемы в целом с оплатой работ для военных. Если по итогам 2016 года долг ведомства перед контрагентами составлял 463 млн рублей (еще 3,1 млрд рублей задолжали материнские госхолдинги, которые выступали интеграторами по госконтрактам), в марте 2018 года долг Минобороны РФ перед предприятиями из Свердловской области превысил 5,2 млрд рублей. Еще 4,3 млрд рублей заводам не перечислили их головные организации.
Мария Шароглазова
Источник: “Правда УрФО”