Почему проверки не помогут повысить безопасность торговых центров
Уровень качества торговых объектов в России уступает большинству развитых стран. И в одночасье ситуацию изменить не получится.
Проверки торговых центров по всей стране не помогут повысить уровень безопасности в долгосрочной перспективе, считает партнер Cushman & Wakefield, руководитель департамента управления недвижимостью Семен Юрченко.
«Существенный сдвиг после случившейся трагедии в масштабе всей страны, как бы это пессимистично и страшно ни звучало, едва ли может произойти. Мы помним, что случилось в «Хромой лошади», мы видели всплеск интереса надзорных органов к вопросам пожарной безопасности, которые потом сошли на нет, и спустя годы мы видим повторение трагедии в существенном масштабе», — отметил Юрченко на конференции, посвященной перспективам рынка коммерческой недвижимости.
По его мнению, ответственный подход к бизнесу, когда детские комнаты находятся у выходов, демонстрируют лишь немногие игроки рынка. Это связано с тем, что такие помещения могут генерировать максимальный арендный доход.
«Во всех остальных торговых центрах мы видим, что детские комнаты всегда уходят на верхний этаж, при этом не всегда заботятся, чтобы были пути эвакуации. Боюсь, что в глобальном масштабе по всей стране существенный сдвиг мы едва ли увидим. Тем не менее это лишний повод нам, как консультантам, призывать к ответственности собственников бизнеса на всех этапах создания объектов недвижимости, будь то торговля, жилье, офисы и склады», — добавил эксперт.
В свою очередь, Сергей Рябокобылко, управляющий партнер Cushman & Wakefield, убежден, что основная проблема заключается не в безопасности торговых центров в регионах, а в организации торговых объектов из любого другого вида недвижимости, зачастую не приспособленных под цели и задачи ТЦ.
«Переделанный завод нельзя назвать торговым центром. Эти помещения, которые были использованы, не имеют ничего общего с профессиональным торговым центром, спланированным, созданным с целью обеспечения очень сложных пространств. Там пересекаются доставка, потоки покупателей и тех, кто там работает», — пояснил Рябокобылко.
Он подчеркнул, что, к сожалению, таких объектов действительно очень много в различных городах.
«Объекты, которые возникали в 90-е годы и в начале 2000-х годов, очень сильно зависели от того, в каком регионе они находились и какие правила регулирования к ним применялись. Пермь — хороший пример. Это гигантский город, в котором отсутствуют современные торговые центры, потому что люди, которые были у власти, долгое время занимались развитием своих собственных форматов недвижимости, поэтому другие торговые центры в Перми не появлялись на протяжении 10 лет, и вот эти искусственные ограничения приводили к тому, что в некоторых регионах не было конкуренции, которая позволяла бы видеть, что из себя представлял настоящий проект», — добавил эксперт.
Он также уточнил, что уровень качества профессиональных объектов торговли в России уступает большинству развитых стран. При этом российским игрокам рынка коммерческой недвижимости необходимо использовать свой потенциал роста: повышать качество проектов и уровень их безопасности.
«Трагедия в Кемерово не про рынок. Это трагедия про то, как мы ведем свой бизнес, про ответственность на всех уровнях, начиная от бизнесменов и заканчивая властью. Сегодня ему уже была дана оценка, что это халатность и преступление, поэтому ничего общего с нормальным бизнесом это не имеет», — заявил Рябокобылко.
Трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» произошла вечером 25 марта. Пожар, начавшийся, по предварительным данным, в батутной комнате, быстро распространился на четвертом этаже здания, где были расположены несколько кинозалов и детские игровые зоны с аттракционами. Площадь возгорания достигла 1500 квадратных метров, погибли не менее 64 человек, 53 пострадавших обратились за помощью в медучреждения.
В Кемерово 27 марта прибыл президент России Владимир Путин, возложил цветы к мемориалу возле сгоревшего торгового центра. После этого он провел совещание, посвященное причинам трагедии и ходу ликвидации последствий пожара. На совещании он выразил соболезнования родным и близким погибших. Он также поручил оказать семьям необходимую помощь. Президент позже подписал указ, согласно которому 28 марта объявлено в России днем траура по жертвам пожара.
По числу жертв кемеровский пожар — один из четырех крупнейших за 100 лет наряду с пожарами в самарском УВД (1999 год, 57 жертв), в доме престарелых в станице Камышеватская в Краснодарском крае (2007 год, 63 жертвы) и в клубе «Хромая лошадь» в Перми (2009 год, 153 жертвы).
Михаил Рычагов
Источник: “Forbes”