Нефть и песок

Зачем наследному принцу Саудовской Аравии американские деньги

За последние 50 лет Саудовская Аравия стала синонимом несметного богатства. Но многое изменилось. После резкого обвала цен на нефть в 2014 году Саудовской Аравии пришлось потратить $200 млрд из $700 млрд валютных резервов, чтобы свести концы с концами.

Американское турне Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда пришлось на 75-летие дипломатических отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном. Принц уже встретился с президентом Дональдом Трампом в Белом доме в Вашингтоне. Трамп угрожал выйти из ядерного соглашения и недавно назначил на важные должности политиков, выступающих с резкой критикой иранской сделки. Однако интерес Мухаммеда ибн Салмана не ограничивается только ядерной сделкой.

Принц Мухаммед красив, харизматичен и спортивен. Он производит сильное впечатление, как и его дед ибн Сауд, основатель и первый король Саудовской Аравии. В последний раз, когда принц приезжал в США в 2016 году, он сменил свою традиционную одежду на синие джинсы с блейзером и протестировал вместе с Марком Цукербергом очки дополненной реальности. Президент США Дональд Трамп начал первое зарубежное турне с визита в Саудовскую Аравию. Там Трамп присоединился к королю Салману, принцу Мухаммеду и Рексу Тиллерсону, которые приняли участие в традиционном бедуинском танце меча в честь его визита. Позднее они посетили новый Глобальный центр по борьбе с экстремистской идеологией в Саудовской Аравии, где они сфотографировались у светящегося глобуса. Важным событием для Трампа явились соглашения, достигнутые между Саудовской Аравией и США на сумму $350 млрд, включая сделку на поставку американских вооружений на сумму около $100 млрд, а также инвестиции $20 млрд в крупнейший фонд Blackstone для американской инфраструктуры. Стивен Шварцман, управляющий Blackstone, недавно отметил высокие темпы реформ в Саудовской Аравии, проводимых при наследном принце.

Принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд

Самый амбициозный проект-2030 принца Мухаммеда состоит в диверсификации зависимой от нефти экономики королевства и строительстве нового супергорода, который будет называться Неом. На его возведение планируется потратить $500 млрд, это будет роскошный курорт на Красном море, где женщинам разрешат носить купальники, а также превосходный парк развлечений Six Flags. Алкоголь остается в запрете во всем королевстве.

Для чего принцу Мухаммеду ибн Салману нужен американский капитал? За последние 50 лет Саудовская Аравия стала синонимом несметного богатства. Но многое изменилось. После резкого обвала цен на нефть в 2014 году Саудовской Аравии пришлось потратить $200 млрд из $700 млрд валютных резервов, чтобы свести концы с концами. Жесткие экономические меры включали сокращение заработной планы государственным служащим, сокращение субсидий на бензин и электроэнергию и введение налога на добавленную стоимость. Еще один источник финансирования — это государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco. В 2016 году принц предложил выйти компании на публичное размещение акций с оценкой примерно $2 трлн.

Самым волнующим событием для Трампа и принца Мухаммеда стало бы объявление о том, что акции Aramco будут размещены на фондовой бирже NYSE, но этого не произойдет. Требования к IPO на Нью-Йоркской или Лондонской биржах достаточно серьезные. Компании Aramco пришлось бы столкнуться со множеством проблем по таким вопросам, как корпоративное управление, прозрачность, гендерное равенство, справедливость в оплате труда, сбалансированность экологических и социально-экономических факторов и выбросы углеводородов. Компания также имела бы риск противостоять тем искам, которые подали родственники погибших при теракте 11 сентября на Саудовскую Аравию. Кроме того, инвесторы уже не в восторге от доходов некоторых нефтяных госкомпаний, торгующихся на бирже, таких как Petrobras, «Роснефть» и PetroChina. Требуется ли миру еще одна компания?

У принца Мухаммеда ибн Салмана есть другие мысли. Рассматривается вариант «домашнего» размещения акций на Саудовской фондовой бирже Tadawul, а также частные размещения акций таких стратегических партнеров, как Sinopec или «Роснефть». Китайская компания стала партнером Aramco с 2012 года по экспортному НПЗ Yanbu.

Принц Мухаммед ибн Салман объяснил, во что он хотел бы реинвестировать средства Aramco. Прошлой осенью принц провел конференцию в Эр-Рияде, которую назвали «Давос в пустыне». На встрече присутствовало 3500 гостей, включая Шварцмана, управляющего Blackstone, Ричарда Брэнсона, Питера Тиля, министра финансов Стива Мнучина, Леона Блека из Apollo Group и Масаеси Сона, основателя японской телекоммуникационной компании SoftBank, куда в 2016 году Саудовская Аравия внесла взнос в размере $45 млрд для инвестиций в такие компании, как WeWork, SoFi и Uber. Одним из самых интересных событий в развитии искусственного интеллекта была выдача гражданства роботу-андроиду по имени София. Принц желает, чтобы робототехника и искусственный интеллект стали основой нового города Неом, который он предполагает построить на малонаселенном побережье Красного моря рядом с египетским курортом Шарм-эль-Шейх.

Отличный план, но после нескольких беспокойных месяцев инвесторы нервничают по поводу того, не слишком ли много рисков они берут на себя. После посещения королевства президентом Трампом принц Мухаммед ибн Салман был очень занят. Он сверг последнего соперника на престол (бывшего наследного принца Мухаммеда ибн Наифа), устроил блокаду Катара, развернул войну в Йемене, отражал ракетные удары хуситов по Эр-Рияду и предоставил права женщинам на вождение автомобилей. Самое яркое событие, достойное публикации на первой полосе, — это шокирующее задержание без суда и следствия нескольких сотен магнатов и принцев, которых в течение двух месяцев удерживали в отеле Ritz-Carlton в Эр-Рияде.

Свою антикоррупционную кампанию принц Мухаммед ибн Салман начал 4 ноября. Вначале был задержан премьер-министр Ливана Саад Харири, который заявил в телеобращении, что он уходит в отставку. На той же неделе сын бывшего наследного принца, принц Мансур ибн Мукрин погиб в авиакатастрофе. Среди других пленников были миллиардер, основатель медиаконгломерата Салех Камель, глава Okaz Press, Валид аль-Ибрагим, основатель телерадиовещательной корпорации Broadcasting MBC, и принц аль-Валид ибн Талаль, который контролирует Rotana Media. В течение двух месяцев они жили в «золотых клетках» пятизвездочного отеля Ritz, поскольку против них были собраны досье со свидетельскими показаниями. С ними велись переговоры о выкупе за урегулирование претензий, а те, с кем властям не удастся заключить сделку, предстанут перед судом.

В течение нескольких недель другой претендент на трон, принц Митеб, сын бывшего короля Абдуллы, был освобожден после того, как он согласился выплатить $1 млрд. Как сообщают, Бакр бен Ладен, сводный брат Усамы, был все еще среди задержанных, когда в начале января правительство объявило о том, что возьмет под управленческий контроль активы Binladin. В январе правительство заявило, что в ходе антикоррупционной кампании удалось привлечь $100 млрд. Эта цифра была недавно сокращена до $5 млрд. Пресс-секретарь в посольстве Саудовской Аравии в Вашингтоне отказалась отвечать на вопросы относительно некоторых задержанных в ходе этой кампании.

Король Салман, который, по некоторым данным, страдает от старческой деменции, почти 50 лет управлял Эр-Риядом. Он также был назначен его братьями исполнителем и хранителем тайн — досье информации, полезной для молодого наследного принца, который стремится укрепить свою власть.

Трудно рассчитать состояние того или иного магната, если он подвергается бессрочному внесудебному задержанию и конфискации имущества. Принц аль-Валид в своем интервью агентству Reuters за день до его освобождения из отеля Ritz похвалил качество отеля, сказав, что ему разрешили иметь собственного парикмахера, поддерживать вегетарианскую диету и у него даже была кружка с его изображением. «Я не уеду из Саудовской Аравии. Это моя страна». Представитель Аль Амуди, который построил стратегическую сеть запаса нефти в Саудовской Аравии, сказал, что переговоры все еще ведутся. Среди тех, кого, как полагают, ожидает суд, есть Адель Факих, бывший мэр города Джидда, которого почти десять лет обвиняли в мошенничестве, связанном с проектом системы ливневых вод, вследствие которого произошло страшное наводнение в 2009 году.

Искоренение коррупции — это большая политика. Половина населения Саудовской Аравии моложе 35 лет, и они, вероятно, посмеялись над тем, когда Мухаммед ибн Салман задержал 11 принцев, которые осмелились протестовать против платы за воду и электричество в первый раз в их жизни. Как сказал Шибли Телхами, профессор Университета штата Мэриленд и сотрудник Института Брукингса, эта кампания «резонирует с молодежью». У первого короля ибн Сауда было 45 сыновей. С тех пор королевская семья насчитывает тысячи человек. «Нецелесообразно иметь экономку, находящуюся под властью членов королевской семьи, которые живут за пределами страны», — говорит Грэм Гриффит, управляющий директор Control Risks в Дубае.

Бессрочное задержание без суда — это довольно жесткая политика для многих западных капиталистов. Если такая легендарная личность, как принц аль-Валид, может потратить десятки лет на создание бизнес-империи, чтобы потом его задержали без суда и требовали выплатить властям $6 млрд за освобождение, как могут инвесторы чувствовать себя там безопасно? Неужели политика в стиле Макиавелли — это то, что нужно? «Как иначе можно продемонстрировать серьезные намерения изменить культуру коррупции, не затрачивая на это годы? — говорит Бернард Хайкель, профессор ближневосточных исследований в Принстонском университете. — Людям, которые ничего не украли, не о чем беспокоиться».

Между тем Мухаммед ибн Салман в 2015 году купил огромную яхту Serene у российского миллиардера Юрия Шефлера за $500 млн, а также французское шато за $300 млн. Пресс-секретарь отрицает, что Мухаммед ибн Салман использовал «подставного» покупателя при покупке картины да Винчи «Спаситель мира» за $450 млн.

С каких счетов поступили такие средства? Лучше не спрашивать. Мухаммед ибн Салман не терпит несогласия. Королевство в прошлом году казнило более 100 человек — одних за наркотики, других за открытое высказывание мнения. В 2016 году была совершена массовая казнь шейха и проповедника Нимр Бакр аль-Нимр и десятков других лиц за поддержку антиправительственных протестов. Сына аль-Нимра, который еще был подростком, приговорили к смертной казни. Другого парня приговорили к 2000 ударам плетью в 2016 году за то, что он заявил в Twitter, что он атеист. Средства связи и средства массовой информации в королевстве контролируются и подвергаются цензуре.

«После «арабской весны» все режимы достаточно уязвимы в государстве. Все понимают, что нужна реформа или возникнет народное восстание», — говорит Эдвард Джереджиан, бывший посол в Израиле.

«Вы можете критиковать политику, но не может быть и речи о том, чтобы вернуться к тому, что мы делали раньше, — говорит Омар Ахмад аль-Убайдли, профессор в Университете Джорджа Мейсона и центра Mercatus. — Вы должны помнить, что это экзистенциальная угроза». Угроза идет как извне, из Йемена и Ирака, так и изнутри, от фундаменталистов — суннитов и ваххабитов, а также от шиитов, поддерживаемых Ираном.

Самое лучшее, что может делать Мухаммед ибн Салман, чтобы гарантировать долгое и плодотворное правление, — это успокоить народ. Это было легче, чем удержать цену нефти $100 за баррель. Более половины населения королевства, 32 млн человек, — это люди до 30 лет. Мухаммед ибн Салман пообещал им рабочие места, образование и свободу от религиозной политики. Женщины получат право на вождение и начнут свой собственный бизнес, не спрашивая разрешения у мужчин. Также смягчат некоторые ограничения на общественную одежду (женщины смогут покрывать себя тканями других цветов, кроме черного). Далее предполагается построить общественные кинотеатры. Бюджет правительства в этом году составил 261 млрд — самый высокий за всю историю Эр-Рияда.

Кристиан Коутс Ульриксен, представитель Института общественной политики им. Бейкера в Университете Райса на Ближнем Востоке, заявляет, что нынешнее время — это один из самых значительных периодов в истории Саудовской Аравии, наряду со встречей ибн Сауда с Франклином Рузвельтом в 1945 году или отречением короля Саудовской Аравии в пользу своего брата Фейсала в 1964 году и убийством Фейсала в 1975 году его племянником. По словам Ульриксена, Мухаммед считает себя новым ибн Саудом XXI века. У него такой же авторитет, и он достигает абсолютной власти в том же возрасте, он пользуется абсолютным доверием; он хочет восстановить то, что создал его дед.

Нужно сделать очень многое, и чем раньше, тем лучше. Если вы верите в самые последние энергетические прогнозы BP на 2018 год, быстрое развитие электромобилей приведет к замене традиционных автомобилей, что в свою очередь приведет к пиковому спросу на нефть в 2040 году. Этого было бы вполне достаточно, чтобы быстро диверсифицировать зависимую от нефти экономику королевства, если у него уже есть открытое общество со свободой слова, гендерным равенством и законом. «Принц очень усердно работает, и если хотите понять, почему он всегда спешит, пересядьте за руль Tesla», — говорит Хайкель.

Перевод Натальи Танюк

Кристофер Хелман

По материалам: “Forbes”

Ранее

Крушение надежд

Далее

Знают толк в возврате

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru