Башни Нью-Йорка

Как и зачем строили Всемирный торговый центр в США

45 лет назад в Нью-Йорке был открыт Всемирный торговый центр — комплекс из семи зданий, самыми известными из которых были башни-близнецы, разрушенные в результате теракта 9/11. Как строили один из символов США — в фотогалерее РБК.

Всемирный торговый центр был построен, чтобы дать стимул развитию Манхэттена. Несмотря на протесты и переносы, семь зданий комплекса были торжественно открыты 4 апреля 1973 года. Башни-близнецы стали символом Нью-Йорка и остаются таковыми даже спустя много лет после обрушения: теракт 11 сентября 2001 года стал самым трагическим событием новой американской истории, во многом определившим дальнейшее социальное и политическое развитие США.

Губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер и архитектор Минору Ямасаки во время презентации модели ВТЦ в январе 1964 года

Всемирный торговый центр (World Trade Center — ВТЦ) — комплекс из семи зданий, построенный в нью-йоркском районе Нижний Манхэттен в 1973 году, спустя 30 лет после того, как идея появления комплекса была впервые высказана миллиардером Дэвидом Рокфеллером. Предполагалось, что ВТЦ простимулирует реконструкцию Манхэттена — долгое время деловая жизнь района концентрировалась в его центре, а остальная его часть практически не обновлялась.

Архитекторами проекта стали бюро Emery Roth & Sons и Минору Ямасаки — выходец из семьи эмигрантов, до этого построивший здания Тихоокеанского научного центра в Сиэтле, жилой комплекс Пруитт-Айгоу в Сент-Луисе (штат Миссури) и др. Ямасаки боялся высоты, поэтому все его проекты отличаются узкими вертикальными окнами. Окна зданий ВТЦ были всего 46 см в ширину. Ямасаки объяснял, что так он стремится создать чувство безопасности для человека, который мог был подойти к окну и опереться на него обеими руками, почувствовав себя в безопасности.

По первоначальному плану Ямасаки башни-близнецы должны были быть высотой по 80 этажей, но из-за требований Портового управления здания высота зданий была увеличена до 110 этажей. Открытые в 1973 году башни стали высочайшими в мире небоскребами. Кроме башен план ВТЦ включал в себя строительство четырех малоэтажных зданий и 47-этажного «7 World Trade Cente» (был построен в середине 1980-х).

Район Radio Row во время подготовки к строительству ВТЦ

Реконструкцией района занималось отвечающее за инфраструктуру Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси. Было решено использовать для строительства нового делового центра побережье Ист-Ривер. Чтобы строительство началось, необходимо было получить разрешение двух губернаторов: Нью-Йорка и Нью-Джерси. В 1961 году переговоры с губернатором Нью-Джерси Робертом Б. Мейнером зашли в тупик: чиновник был против проекта, который обошелся бы в $335 млн. Строительство началось только после переизбрания Мейнера и переноса места для стройки. Кроме того, было принято решение о том, что Портовое управление будет ежегодно платить городу специальные отчисления.

Подготовка к строительству началась в 1965 году с выкупа территории района Radio Row и сноса существующих зданий, преимущественно жилых и небольших магазинчиков. Многие местные жители отказывались переселяться в другие районы, поэтому начало строительства несколько раз откладывалось. Группа малых предпринимателей подала иск на Портовое управление, оспаривая перенос своего бизнеса из этого района, но Верховный суд отказался его принять.

Работы по строительству ВТЦ начались с появления котлована глубиной в 20 м. Комплекс возводили на насыпном участке, поэтому фундамент пришлось делать по сложной технологии, чтобы предотвратить прорыв воды из Гудзона в зону строительства. На эти работы ушло 14 месяцев. В августе 1968 года началось строительство Северной башни центра, спустя семь месяцев — Южной.

Инженеры фирмы Worthington, Skilling, Helle & Jackson решили строить башни по системе «труба  — каркас», который не подразумевал использование несущих балок и колонн — стальные колонны в ядре здания, а также во внешней стене располагались так близко друг к другу, что формировали жесткую структуру стены, которая могла выдержать практически все боковые нагрузки: ветровые и гравитационные. Такой подход также позволял увеличить полезную площадь башен-близнецов. Стены состояли из 59 колонн с каждой стороны, каждая модульная часть включала в себя три колонны по три этажа высотой, соединенных перемычками, которые, в свою очередь, приваривались к колоннам и создавали новые модульные части.

Колонны защитили распыленным огнестойким материалом. Чтобы обеспечить комфорт находящимся внутри здания людям, был проведен ряд экспериментов, после которых инженеры разработали вязкоупругие амортизаторы для поглощения некоторой части колебаний, так как некоторые испытывали в башнях тошноту и головокружение.

В каждой башне было сконструировано прямоугольное ядро 27х41 м. В нем разместили шахты лифтов и коммуникаций, туалеты, вспомогательные помещения. Оно было построено из 47 стальных колонн. Пространство между внешней стеной и ядром перекрывалось конструкциями полов, которые соединялись с внешней стеной таким образом, чтобы уменьшить количество вибраций. Боковые нагрузки при этом передавались от внешней стены на центральное ядро.

Церемония открытия ВТЦ 4 апреля 1973 года

Общие расходы на строительство башен составили $900 млн. Комплекс был торжественно открыт 4 апреля 1973 года.

Дизайн построенного ВТЦ вызвал критику урбанистов и многих архитекторов. Башни-близнецы называли «стеклянно-металлическими шкафами», «примером бесцельного гигантизма и технологического эксгибиционизма, что в настоящее время потрошит живую ткань каждого большого города».

В Северную башню арендаторы въехали в декабре 1970 года. Спустя два года открылась и Южная башня. Но из-за финансового кризиса первые десять лет больше половины офисов ВТЦ арендовали не международные корпорации, как было задумано, а учреждения городской администрации. В конце концов Портовому управлению пришлось субсидировать аренду помещений в комплексе, что сделало ее дешевле, чем в других подобных зданиях.

Утром 7 августа 1974 года по канату, натянутому между Северной и Южной башнями на высоте более 400 м, прошел 24-летний артист цирка Филипп Пети. В течение 45 минут он восемь раз прошел туда и обратно, пока его не сняли прибывшие на место сотрудники полиции.

Свое выступление Пети задумал еще в 1968 году, когда впервые услышал о строительстве близнецов. За шесть лет он собрал столько информации о конструкции ВТЦ, сколько смог найти в открытом доступе, и совершил несколько похожих акций — между башнями собора Нотр-Дам де Пари, а также между двумя северными опорами моста Харбор-Бридж в Австралии.

Устроить акцию ему помогли друзья: с нью-йоркским фотографом Джимом Муром они арендовали вертолет, чтобы сфотографировать здания с воздуха. Немецкий жонглер Фрэнсис Брунн оказал финансовую поддержку. Пети и его команда подробно изучили систему безопасности зданий, а проникнуть туда смогли по поддельным удостоверениям личности, представившись подрядчиками, которые устанавливают электрифицированное ограждение на крыше.

У Пети нашлись последователи. 26 мая 1977 года альпинист Джордж Уиллиг забрался на Южную башню ВТЦ. Для этого ему потребовалось 3,5 часа, за которые внизу собрались журналисты и зеваки.

Чтобы влезть на башню, он неоднократно приходил в ВТЦ и сделал специальные крепления, которые позволили ему подняться по опорам Южной башни.

Во время подъема Уиллиг написал свое имя и дату подъема на одной из внешних балок. Они оставались там вплоть до крушения башни 11 сентября 2001 года.

Уиллиг был оштрафован на $1,1 — по ¢1 за каждый этаж небоскреба.

Башни стали одним из символом Нью-Йорка наряду с Эмпайр-стейт-билдингом и статуей Свободы. Их изображение украшало открытки, башни появлялись в заставках сериалов («Друзья», «Секс в большом городе») и кинофильмов («Кинг-Конг» 1976 года).

Террористический акт 26 февраля 1993 года

До всемирно известного теракта 11 сентября 2001 года, когда башни и другие постройки комплекса были разрушены, ВТЦ пережил крупный пожар и еще один теракт.
13 февраля 1975 года сгорели этажи с 9-го по 14-й Северной башни. Огонь распространился из-за возгорания телефонных проводов в шахте между этажами. С возгоранием удалось справиться в течение нескольких часов, никто не пострадал.

26 февраля 1993 года на территорию подземной парковки Северной башни ВТЦ заехал грузовик с 680 кг взрывчатки. В результате взрыва погибли шесть человек, более 1000 человек получили ранения. Целью террористов было разрушение Северной башни, которая, по их расчетам, должна была упасть на Южную, что должно было привести к разрушению обеих и массовым жертвам. После теракта были заменены системы сигнализации и противопожарной безопасности.

Террористический акт 11 сентября 2001 года

11 сентября 2001 года террористы, захватив два самолета авиакомпании American Airlines, направили их в Северную, а затем и Южную башню. Первый самолет врезался в Северную башню между 93-м и 99-м этажами, в результате в ловушке на верхних этажах оказались 1344 человека, которые не могли воспользоваться ни лифтами, ни эвакуационными выходами.

В Южной башне неповрежденным остался один из лестничных проемов, но воспользоваться им до обрушения смогли далеко не все. Южная башня рухнула в 9:59 утра, Северная — в 10:28. В результате теракта погибли 2752 человека — 200 из них выбросились из окон. Из-под завалов живыми были извлечены 20 человек.

Через несколько лет после катастрофы стали появляться многочисленные сообщения о смертях тех, кто работал над ликвидацией последствий теракта и тех, кто спасся из башен, но был вынужден вдохнуть большое количество пыли, образовавшейся после падения. Смерти в этих случаях были связаны с болезнями легких и онкологическими заболеваниями.

Причиной падения башен-близнецов стал не удар от врезавшихся в них самолетов, а начавшийся из-за этого пожар. Керосин из самолетных баков расплавил алюминиевые детали наружного несущего каркаса, и в итоге башни не рухнули на бок, а сложились под собственным весом.

Были уничтожены все семь зданий, которые входили в комплекс ВТЦ, а также православная греческая церковь Св. Николая 1832 года, которая стояла рядом с Южной башней и была полностью разрушена ее обломками. Позднее были признаны непригодными и снесены здания Дойче Банка, стоявшее напротив ВТЦ, и Фитерман-Холл общественного колледжа Манхэттена.

На месте башен было решено построить мемориал, а также коммерческие здания. Мемориал был открыт спустя десять лет после теракта — 11 сентября 2011 года на месте Южной и Северной башен.

В 2006 году было построено первое здание нового комплекса ВТЦ. В мае 2013 года было открыто еще одно здание ВТЦ — Башня Свободы, которая по высоте соответствует разрушенным башням, но включает в себя только 80 этажей. Строительство еще трех зданий комплекса продолжается.

Юлия Сапронова

По материалам: “РБК”

Ранее

Times узнала об обнаружении места производства «Новичка»

Далее

Защитная реакция

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru