Чиновники хотят новых денег и полномочий
Нестационарные объекты делят между администрацией города и МУГИСО.
Мэрия Екатеринбурга вскрыла карты относительно собственного интереса к рынку нестационарных объектов – торговых киосков. Разжигание конфликта с городским УМВД из-за отсутствия работы последнего по демонтажу нелегальных торговых павильонов вылилось в очередное требование полномочий и, как следствие, денег. Чиновники городской администрации настаивают на необходимости передачи на муниципальный уровень контроля за нестационарной торговлей, которую в депутатском корпусе назвали «обширным теневым рынком» и прямо заявили о «высоких коррупционных рисках». В МУГИСО уже подготовлен нормативный акт, по которому мэрия получит возможность утверждать необходимые документы для заключения контрактов с предпринимателями. При этом источники также указывают, что городская команда сейчас пытается выторговать себе право проводить конкурсы, чтобы получить полный контроль над рынком. Вместе со всеми деньгами.
Чиновники администрации Екатеринбурга сегодня наконец-то озвучили истинные причины конфликта вокруг рынка нестационарных торговых точек – ларьков, который с подачи горчиновников активно обсуждался в публичной повестке последние месяцы.
В мэрии полагают, что в ситуации бесконтрольного роста нелегальных киосков виноват правовой вакуум, спровоцированный отсутствием федеральных нормативных документов, и предлагают передать все полномочия на уровень муниципалитета. Участники отрасли уверены, что город хочет получить контроль над «теневым рынком» через организацию торгов.
О «правовом вакууме» заявила сегодня в ходе заседания гордумы Екатеринбурга председатель комитета по товарному рынку администрации Елена Чернышева. По ее словам, на данный момент отсутствует порядок заключения договоров с предпринимателями о размещении нестационарного объекта.
Соответствующий нормативно-правовой акт должен был быть разработан на федеральном уровне. В отсутствие документа администрация города попыталась установить свои правила размещения нестационарных объектов в Екатеринбурге, однако получила предписание от УФАС о недопустимости ограничения конкуренции.
В то же время, по данным чиновников мэрии, сложилась судебная практика, по которой нормативный акт может принять субъект федерации. Как подчеркнула Елена Чернышева, МУГИСО уже разработало такой документ, ссылаясь на который предполагается передача полномочий по разработке правил в компетенцию муниципалитета.
«Схема размещения нестационарных объектов на территории Екатеринбурга составлена, но есть пробел, который не заполняется федеральными актами, – нет порядка заключения договоров о размещении нестационарного объекта, органы МСУ не могут принять такой порядок. МУГИСО подготовило соответствующий проект, в марте его разместили на получение оценки регулирующего воздействия. Сейчас для утверждения документа министерству необходимо внести изменения в два областных закона, и полномочия будут переданы муниципалитету, но это пока только проект», – пояснила Елена Чернышева.
Как пояснили «Правде УрФО» в МУГИСО, утверждение документа перенесено на июнь текущего года по предложению бизнес-омбудсмена Свердловской области Елены Артюх– для рассмотрения нормативного акта должны быть внесены изменения в ОЗ №24 «О торговой деятельности» и ОЗ №98 «О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена».
Отметим, ранее чиновники администрации Екатеринбурга сообщали о том, что не могут урегулировать ситуацию с нелегальными киосками по причине бездействия городской полиции. В УМВД по Екатеринбургу в свою очередь ссылались на позицию прокуратуры, вмешательство которой в процесс привело к возбуждению уголовных дел в адрес сотрудников полиции, принимавших участие в процессе демонтажа торговых объектов. Всего в столице Урала было выявлено 680 нелегальных объектов (данные на конец 2017 года), однако на текущий момент в списке на демонтаж значится 156 точек.
В то же время чиновники мэрии и подконтрольные ей депутаты гордумы заявляют, что киоски «плодятся» каждый день, при этом в администрации не могут предоставить точных данных по нелегальным объектам. Кроме того, возникла и еще одна тенденция – объекты появляются на частной земле возле больших торговых комплексов, таких, как «Мегаполис», «Дирижабль» и «Марс». А среди «легально» размещенных объектов порядка 60% работают по договорам аренды, срок действия которых истек еще в 2010 году.
В депутатском корпусе отмечают, что такая же ситуация и с самой схемой размещения объектов, разработанной чиновниками мэрии, – все данные в документе лишь примерные, нет никаких адресов торговых точек.
«Как таковой схемы размещения нестационарных объектов нет, есть просто списки по районам: столько-то киосков «Роспечати», столько-то киосков с мясом. Нет никакой конкретики или адресов. Потому-то МУГИСО и хочет оставить торги за собой, чтобы этого бардака не было. Деньги от аренды участков все равно будут идти в местный бюджет. Но мэрию не устраивают частичные полномочия, они хотят проводить торги и полностью контролировать предпринимателей – это обширный теневой рынок», – поделился с «Правдой УрФО» один из функционеров городской думы.
Депутат Константин Киселев в свою очередь подчеркивает, что отсутствие конкурсных процедур при передаче земли под нестационарные объекты несет в себе «гигантские коррупционные риски», и предлагает подключить к процессу прокуратуру.
«Который год мы говорим, что есть проблемы с киосками и недоработки по взаимодействию с полицией, а ситуация развивается только в негативную сторону. При этом мы уже научились сносить таунхаусы, построенные с нарушениями, а здесь какая-то вшивая торговая точка, – это колоссальный коррупционный резерв и коррупционные риски. Нужно обращаться в прокуратуру, а не только к губернатору, пусть прокуратура изучит все обстоятельства. Никаких полномочий не надо, чтобы снести киоски, поставленные незаконно», – заявил Константин Киселев.
Отметим, лояльные городской мэрии депутаты стараются гасить данную риторику – конфликт выгоден лишь в части передачи полномочий, однако интерес правоохранителей к данной отрасли, очевидно, неуместен для «серого» дома.
«Не надо драматизировать ситуацию. Идет плановая работа, в отрасли наводится порядок», – заявил депутат Алексей Бородин, переложив при этом вину на отсутствие согласованности между ведомствами и разными ветвями власти.
«Нужны усилия всех ветвей власти, а у нас – сплошные нестыковки. За порядок разработки схемы размещения отвечает Министерство АПК, за порядок заключения договоров – МУГИСО. Самое правильное – передать эти полномочия на уровень муниципалитета», – выразил позицию мэрии депутат Алексей Бородин.
Отметим, в текущем году администрация города демонтировала лишь несколько десятков нелегальных торговых точек. Частично процесс идет через публикацию постановлений о демонтаже, что занимает не менее полугода и показывает низкую эффективность – 6 постановлений о ликвидации 12 объектов в 2018 году.
Второй метод – это работа чиновников комитета по товарному рынку на основе постановления главы администрации Александра Якоба, утвержденного в декабре 2017 года в качестве альтернативы совместной работе с УМВД по Екатеринбургу. Согласно постановлению, за 4 месяца мэрия ликвидировала 38 киосков, «что также говорит об эффективности работы горадминистрации в привлекательном секторе».
Полина Мудрова
По материалам: “Правда УрФО”