Вызов Илону Маску

Супруги Филевы стали владельцами «Морского старта»

К ноябрю 2018 года планируется доставить и собрать в порту Лонг-Бич в Калифорнии ракету «Зенит-3SL» для первого старта с плавучего космодрома.

Группа компаний S7, владельцами которой являются супруги Александр и Наталия Филевы, закрыла сделку по покупке космодрома «Морской старт» (Sea Launch) у Ракетно-космической корпорации «Энергия» за 6,28 млрд рублей.

«Сегодня, 17 апреля, завершена сделка по продаже группой компаний «Энергия» активов проекта «Морской старт» S7 Group», — говорится в сообщении, размещенном на сайте РКК. Предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch.

Полученные от госорганов России и США разрешительные документы позволили завершить сделку, сделать соответствующие записи в судовом реестре о переходе к покупателям прав собственности на суда Sea Launch и провести отчуждение оборудования новому владельцу.

«С продавцами произведен окончательный расчет», — отметили в РКК «Энергия».

Корпорация пообещала продолжать свое участие в проекте «Морской старт» в качестве поставщика комплектующих и помогать S7 Group в эксплуатации и обслуживании комплекса. РКК «Энергия» также выполнит опытно-конструкторскую работу для адаптации ракеты среднего класса «Союз-5» для запусков с морского космодрома.

Гендиректор компании S7 Space (дочернее предприятие S7 Group) Сергей Сопов подтвердил РИА Новости, что отныне полноправным владельцем имущественного комплекса и интеллектуальной собственности «Морского старта» является компания S7. «Приобретение космодрома «Морской старт» — это «входной билет» для нас в космическую индустрию», — отметил гендиректор S7 Space.

Он рассказал, что до появления нового носителя среднего класса «Союз 5» для запусков будет использоваться ракета «Зенит». Контракт на 12 первых и вторых ступеней «Зенитов» подписан, две ракеты готовы и находятся в ожидании поставки двигателей и системы управления. К ноябрю 2018 года планируется доставить комплектующие в порт города Лонг-Бич в Калифорнии. И там провести окончательную сборку «Зенит-3SL» для «Морского старта», чтобы начиная с 2019 года пускать ракеты как минимум четыре раза в год.

Сопов сообщил, что порт Лонг-Бич находится всего в 14 км от офиса компании SpaceX американского миллиардера Илона Маска. «Наш проект должен будет существовать в условиях жесткой конкуренции с американскими космическими компаниями», — подчеркнул глава S7 Space, назвав главным конкурентным преимуществом «Морского старта» цену и качество услуг. «Нужно сделать так, чтобы заказчику пусков при работе с нами было тепло, уютно и комфортно, и выполнить все свои обязательства в срок с должным качеством и в рамках тех денег, о которых мы договорились», — сказал Сопов.

О том, что группа компаний S7 купила плавучий космодром «Морской старт», стало известно 27 сентября 2016 года. Тогда планировалось, что сделка будет закрыта весной 2017 года при получении одобрения Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). В начале 2017 года S7 Space получила лицензию на осуществление космической деятельности в России. Получение разрешительных документов США затянулось на полтора года.

Осенью 2016 года покупатель «Морского старта» Владислав Филев (выпускник Академии военно-космических сил имени Можайского и бывший военный инженер в ракетных войсках стратегического назначения) пообещал начать пусковую деятельность в конце 2018 года. Пока — в декабре 2017 года — S7 Space стала оператором запуска космического аппарата на орбиту, подготовив для РКК «Энергия» интеграцию спутника «Ангосат» с космическим ракетным комплексом. Спутник «Ангосат» был успешно выведен на целевую орбиту.

Конкуренты-миллиардеры

Компания S7 Space стала первой российской частной компанией, сумевшей подготовить крупный коммерческий спутник к запуску. В мире первой частной компанией, которая вывела коммерческий спутник на орбиту, в 2009 году стала SpaceX.

Именно SpaceX, созданная в 2002 году, в 2015-м получила контракт с NASA на доставку грузов на Международную космическую станцию (МКС) и провела уже более двух десятков успешных миссий. В будущем компания будет осуществлять и доставку на МКС астронавтов. В SpaceX заявляют, что располагают пакетом контрактов на запуск в ближайшие несколько лет более 70 миссий. Их общая стоимость около $10 млрд. Пилотируемая миссия к МКС с использованием ракеты-носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon, созданных компанией Маска, запланирована на май 2018 года.

Но конкурировать Владиславу Филеву придется не только с Маском. Еще три миллиардера из США и Великобритании вступили в частную космическую гонку. Среди них богатейший человек мира, основатель и глава Amazon Джефф Безос. Проект Blue Origin он финансирует с 2000 года. Команда Безоса планирует использовать ракеты-носители многоразового использования (в конце 2015 года была успешно проведена контролируемая посадка многоразовой ракеты New Shepard). В этом смысле Blue Origin — прямой конкурент SpaceX Илона Маска.

Основатель Virgin Group британец Ричард Брэнсон в 2004 году создал компанию Virgin Galactic, нацеленную на развитие космического туризма. Он уже заручился поддержкой сотен желающих отправиться в суборбитальный полет с Virgin Galactic стоимостью более $200 000. Билеты забронировали около 800 человек, среди них актриса Анджелина Джоли и певица Леди Гага.

Соучредитель корпорации Microsoft миллиардер Пол Аллен основал компанию Vulcan Aerospace, первый космический аппарат которой — Stratolaunch — сейчас находится в стадии разработки.

Планируется, что тяжелый самолет Stratolaunch с почти вдвое большим размахом крыльев, чем у Boeing 786 Dreamliner, будет подниматься на высоту около 9 км, где и будет происходить пуск ракеты, подвешенной под крылом самолета-разгонщика. В компании рассчитывают, что машина обеспечит более дешевый и гибкий способ запуска спутников на околоземную орбиту.

Андрей Злобин

По материалам: “Forbes”

Ранее

«Самшит» попросил самоликвидироваться

Далее

Генпрокуратура рассказала о своей роли в увольнении вице-президента РЖД

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru