Совет Федерации настойчиво продвигает идею вернуть прокуратуре контроль над Следственным комитетом России, что позволит, по их мнению, повысить защищенность российских граждан.
Сенаторы уже подготавливают соответствующий закон, где будет указана передача отдельных полномочий из комитета в прокуратуру.
Генпрокурор Юрий Чайка, выступая вчера перед парламентом высказал свое мнение по поводу того, что считает необходимым вернуть прокурорам полноценный надзор за следствием. Его поддержала спикер верхней палаты Валентина Матвиенко. Такое мнение коллегиально сложилось и в Совете Федерации. Матвиенко в своем выступлении сказала, что уже состоялось ранее заседание по поводу данного непростого вопроса, который требует серьезного обсуждения. На одном из заседаний Совета Федерации были выдвинуты некоторые предписания, которые необходимо совместить с предложениями от прокуратуры и выступить с законодательной инициативой.
Данным законопроектом занимается экспертный совет при комитете по конституционному законодательству и государственному строительству Совфеда, председателем которого является Александр Башкин. Сенатор предложил рассмотреть и утвердить новые предложения в парламенте до конца весны, заявив, что в документе не значится возможность передачи функций расследования преступлений от СК в Генпрокуратуру. Основная задача укрепить и восстановить надзорную роль прокуроров на стадии расследования.
В 2007 году реформа поспособствовала проведению сокращения деятельности прокуратуры, создав СК. Позже в 2011 году он получил самостоятельность. Такое изменение повлекло за собой отсутствие возможности прокурора назначать меру пресечения. Более того он не имеет доступ к следственным материалам в процессе разбирательства. Прокурор не может предоставлять предписания следователю об устранении нарушений закона в ходе следствия.
Сенаторы предлагают расширить возможности сотрудников прокуратуры, допустив их к материалам следствия на всех этапах расследования, позволив им принимать или снимать меры пресечения.
Для создания новых предложений будут работать эксперты, сотрудники обоих сторон, а также чиновники из администрации президента.
Бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов сказал, что вопрос о частичном возврате прокуратуре контроля над следствием назревал очень давно. Он считает, что необходимо восстановить те виды надзора, которые ранее существовали. Раньше прокуратура дискредитировала себя как надзорный орган, которая давала несправедливые и незаконные поручения по передаче дела от одного следователя к другому. Кроме того выдавались указания, которые необоснованно закрывали дело. Возвратив прокуратуре больше полномочий необходимо сразу исключить коррупцию и учесть интересы всех следственных органов.
РБК уже отправило запрос в пресс-службу СКР с просьбой прокомментировать предложение Матвиенко.
Данная идея очень близка адвокатуре. Как считает Сергей Литвиненко, работающий в адвокатском бюро, большое количество нарушений связано с отсутствием надзорного органа. Если бы таковой был, тогда бы осуществлялся специальный контроль, который позволял своевременно реагировать на жалобы граждан, принимая необходимые меры. Если у прокуратуры появятся новые полномочия, то время на расследование уголовных дел значительно увеличиться при этом уменьшится количество ошибок во время проведения следствия.
Такая идея уже была ранее озвучена генпрокурором Юрием Чайкой 30 марта в Екатеринбурге. О своем мнении он высказался, когда его спросили достаточно ли у прокуратуры полномочий расследовать уголовное дело, связанное с пожаром в ТРК «Зимняя вишня» в Кемерово. Уже на следующий день в Торговый Центр приехала следственная группа. В ходе проверки сотрудники СКР заявили, что имеют к прокуратуре претензии по проведению следственных мероприятий связанных с исследованием причин пожара. Главным вопрос который задавался прокуратуре, это вопрос о причине запрещающей проводить проверку противопожарной безопасности в Торговом Центре «Зимняя вишня» на протяжении двух лет. Также обнаружились бумаги, где указан список предприятий, которые исключенные из плановой проверки. После этого следователями был допрошен прокурор города Кемерово и его помощник. Во время допроса они в свое оправдание ссылались на то, что выполняли требования вышестоящего руководства.
Взаимный натиск между этими двумя структурами начались в начале 2018 года, когда проходил следственный процесс по делу высокопоставленных офицеров СКР. Экс-главу управления безопасности Михаила Максименко, получившего взятку и освободивший из тюрьмы участника банды Шакро Молодого. Генерал-майора юстиции Александра Дрыманова, который также замешан в этом деле, причем при раскрытии дела глава Следственного комитета России не отправил его в отставку.
Президент Российской Федерации Владимир Путин на коллегии Генпрокуратуры призвал надзорное ведомство «усилить контроль за следствием на всех его участках».
На данный момент лидирующую позицию принимает Генпрокуратура, но ситуация может резко измениться если на место Бастрикина придёт более сильный руководитель.
Сергей Соловьев