Как сотрудники Сбербанка воруют у клиентов деньги
В одном из отделений Сбербанка в Свердловской области работала консультант Татьяна Немцева. Девушка дежурила у платёжных терминалов, чтобы помогать клиентам. Таких консультантов вы, конечно, видели не раз. Их обычно просят помочь с подключением автоплатежа по ЖКХ или мобильного банка.
Девушка давно заметила, что клиенты очень наивны: ничего не умеют и даже не знают, что свой ПИН-код нельзя никому называть. Ей они свои ПИН-коды называли, даже не задумываясь о безопасности.
Люди заворожённо смотрели, как пальцы консультанта быстро летают по экрану терминала, подключая одну услугу, отключая вторую, вводя коды, логины, пароли. И эти несложные действия казались многим клиентам высоким мастерством — ведь сами они не смогли бы справиться и за час.
6 марта 2017 года Немцева впервые воспользовалась наивностью клиентки. Ловким движением руки, пока та стояла рядом, консультант перевела с её карты на свою собственную 400 рублей.
На следующий день Немцева обокрала уже двух клиенток — на 700 и 600 рублей. А всего она, почувствовав безнаказанность, обманула таким образом 39 клиентов, переведя на свою карту в общей сложности 60 тыс. рублей.
Все эти люди стояли рядом с консультантом — в здравом уме, с открытыми глазами, а многие, наверняка, и с высшим образованием в багаже. Они смотрели, как их обворовывают, и ничего не видели. Девушку в итоге приговорили к шести месяцам лишения свободы условно.
На примере главного банка страны (Сбербанк занимает первое место по активам, по вкладам и кредитам) Лайф рассказывает, как обезопасить себя от банковских оборотней — мошенников в форме сотрудников.
ПИН-код — это как зубная щётка
— Элементарные основы финансовой грамотности: ПИН-код никому, включая сотрудников банка, нельзя называть. Потому что он и не нужен банковским сотрудникам для работы: если им понадобится, например, заблокировать карту, они и так могут это сделать. ПИН-код — это как зубная щётка, он должен быть только ваш, — сказал независимый экономический эксперт Антон Шабанов.
В апреле 2018 года Кировский суд Ростова-на-Дону приговорил операциониста Сбербанка Манука Манукяна к полутора годам лишения свободы. Он обслуживал клиента, тот ушёл, забыв свою карточку. В материалах дела говорится, что операционист знал ПИН-код (поскольку работал с клиентом). Сотрудник списал с карты и с привязанных к ней вкладов 1,2 млн рублей.
Тут речь идёт о двойной неосмотрительности клиента — мало того что ПИН-код назвал, так ещё и карту забыл. Потом, конечно, спохватился. И помогли ему камеры — они установлены во всех отделениях. Видеозапись и была главным доказательством: видно, как сотрудник присваивает себе карточку.
Если с вашей карты кто-то снял деньги, нужно сразу же обратиться в банк. Это стоит сделать как можно скорее. Во-первых, если карту заблокируют, мошенники не смогут повторить списание. Во-вторых, у банков есть предельные сроки, в течение которых они принимают такие заявления.
Так можно добиться, чтобы деньги вернули. Это займёт время: ваш банк свяжется с банком, куда были переведены деньги, тот будет “думать”. Плюс будет работать служба безопасности первого банка, проверяя, не являетесь ли вы сами мошенником.
Чтобы подробнее узнать, что делать, нужно перечитать договор, который вы заключили с банком, там должно быть всё написано. Если это не подействовало, то обращайтесь в полицию и в суд.
Чтобы быть в курсе всех списаний со своей карты, лучше установить мобильный банк. Банки не всегда возвращают деньги, если произошло несанкционированное списание. Есть множество случаев, когда клиентам не удалось добиться справедливости. Но одно дело — если деньги списали какие-то мошенники, когда клиент был в зарубежной поездке (и тут у банка просто возможностей нет проверить, как всё было на самом деле), а другое — когда это сделал сотрудник (его можно допросить, можно посмотреть видеозаписи и т. д.). К тому же во втором случае репутация банка страдает гораздо сильнее. Так что если вас обокрал оборотень, смело жалуйтесь.
— Чем быстрее обратитесь — тем больше вероятность положительного решения в вашу пользу, — сказал Николай Котов, специалист департамента аналитики компании “Аналитика онлайн”. — Банку невыгодно из-за единичного случая ставить на кон свою репутацию. Ведь речь идёт о том, что мошенником был сотрудник самого банка. Как правило, такие ситуации решаются в пользу клиента.
Обращайтесь в полицию
В феврале 2018 года Орджоникидзевский суд Екатеринбурга приговорил старшего специалиста Сектора обслуживания вызовов Сбербанка по фамилии Тарасов к штрафу в 150 тыс. рублей.
Как установило следствие, к Тарасову обратился злоумышленник (против него потом было возбуждено отдельное уголовное дело) и попросил за плату предоставлять информацию о некоторых клиентах. Банковским сотрудникам, конечно, это делать строго запрещено по закону. Но искушение деньгами оказалось велико.
“Всего в период с 11.03.2017 по 04.04.2017 Тарасов А.С. незаконно разгласил сведения, составляющие банковскую тайну ПАО “Сбербанк России”, без согласия их владельца о тринадцати клиентах ПАО “Сбербанк России”, систематически получая … денежное вознаграждение в общей сумме не менее 140 000 рублей”, — говорится в материалах дела.
— Здесь уже мало что зависело от клиентов, — сказал Антон Шабанов. — Тут дело в службе безопасности банка, которая должна отслеживать и пресекать такие случаи.
Ещё один драматический случай произошёл в 2016 году. Кассира-контролёра Сбербанка по фамилии Короткова суд приговорил к двум с половиной годам лишения свободы. У неё была сложная схема: под именами других сотрудников она заходила в автоматизированную систему банка, находила там “кандидатов на получение кредитной карты”. Потом она оформляла на них кредиты, указывая в контактных данных свой телефон. Кредиты она потом частично погашала — чтобы создалось впечатление, что всё хорошо. Всего она получила таким образом 6,4 млн рублей.
— Если вам звонят из банка и говорят, что на вас оформлен какой-то кредит, а вы его не оформляли, то нужно спокойно выяснить причины. Надо требовать провести расследование — в том числе от банка. Если банк будет сопротивляться, пишите жалобу в ЦБ, обращайтесь в суд и т. д.
Видимо, клиенты Сбербанка пожаловались, и Любовь Короткову в итоге наказали.
Правда, как рассказывал Лайф, такой счастливый финал бывает не у всех историй про мошенничество. Столичный врач-реаниматолог Алексей Сысоев десять лет назад получил повестку в суд. Там он неожиданно узнал, что является одним из поручителей по ипотечному кредиту от Сбербанка на некоего Александра Шмагина, о котором он впервые слышал. Кредит был на $1,5 млн.
Врач до сих сих пор обивает пороги правоохранительных органов, однако добиться правды пока не может: ежемесячно из своей скромной зарплаты он отдаёт Сбербанку по 20 тыс. рублей.
— Я до сих пор не знаю, почему следствие не признаёт меня потерпевшим. Сбербанк тоже не хочет разбираться в этой ситуации. Куда я только ни писал, кому только ни жаловался, но добиться правды мне пока не удалось. Я вынужден погашать чужой кредит, — рассказал Лайфу Алексей.
Лучше выбирать несколько банков
Сбер, конечно, — не единственный банк, где орудуют “смекалистые” менеджеры и операционисты. Например, в 2012 году на обмане клиентов попалась сотрудница банка ВТБ-24. Менеджер по продажам, пользуясь своим положением, списывала с карт клиентов разные суммы денег. Ей удалось украсть 100 тысяч рублей, пока её махинации не обнаружила служба безопасности банка.
Ещё в одном банке, правда не таком популярном, решили сыграть по-крупному. В 2017 году полиция раскрыла мошенничество сотрудников “Ланта-банка”. В 2016 году они изготовили от имени клиентов подложные платёжные документы. Это помогло находчивым оборотням списать с чужих счетов более 19 млн рублей.
Эксперты советуют для перестраховки не хранить деньги (и не брать кредиты) в одном единственном банке.
— Лучше всего пользоваться услугами нескольких банков сразу. У каждого есть свои конкретные преимущества, — сказал Николай Котов.
Пресс-служба Сбербанка оперативно не ответила на запрос Лайфа — в том числе мы спрашивали, во всех ли случаях, перечисленных в тексте, деньги были возвращены владельцам.
По материалам: “Life”