“Он с детства привык к крови”

Почему школьник убил приёмную мать и бабушку

Следственный комитет разбирается в причинах трагедии в Конаковском районе Тверской области: 14-летний подросток зарубил топором бабушку и забил ножом приёмную мать. Он убивал их на глазах у 16-летней сводной сестры, которая помогла ему спрятать следы и организовать пьяный загул. Лайф выяснял на месте, что случилось в деревне Сажино.

В сельмаге небольшой деревни Сажино Конаковского района стоят две женщины. Они громко разговаривают и окают, что характерно для местного говора.

— Галина, ты слышала, что было в большом доме на Луговой? — спрашивает женщина в зелёной майке.

— Это дом городских, который с краю стоит? Там вроде бы убили людей. Да это всё мясной бизнес, которым занималась мать, — мальчик с детства привык к крови, помогая родителям разделывать туши, — вздыхает другая.

Две сотни жителей Сажина — от детей до старух — сейчас обсуждают только одну новость — жестокое убийство 81-летней бабушки и её 54-летней дочери, которые жили вместе с двумя приёмными детьми в своём роскошном особняке на улице Луговой. В деревне всего шесть улиц: Вишнёвая, Зелёная, Луговая, Полевая, Светлая, Центральная.

Нелюдимые чужаки

Фото: © L!FE
Фото: © L!FE

Особняк на Луговой выбивается из общего деревенского пейзажа. Это большой двухэтажный дом из красного кирпича с башенками на фасадах, за который не было бы стыдно и на столичной Рублёвке. На участке отдельно построен тёплый гараж на два автомобиля, а также летняя кухня с грилем. Весь участок огорожен глухим металлическим забором. В отличие от соседних деревенских домов, которые фактически являются лишь придатком к большим огородам, этот загородный дом явно построен для отдыха — на участке заметны следы ландшафтного дизайна, нет грядок и теплиц.

Дом находится на самом краю деревни, соседей рядом нет, только поле и кустарник. К особняку ведёт отдельная дорога.

До недавнего времени в доме жили 16-летняя Анна, её 14-летний сводный брат Андрей, их приёмная 54-летняя мать и 81-летняя бабушка. Приёмный отец не живёт с семьёй уже шесть лет. У супругов не было своих детей, поэтому 12 лет назад они приняли решение взять мальчика и девочку из детдома. Детям дали свою фамилию.

Андрей и Анна. Фото: © соцсети
Андрей и Анна. Фото: © соцсети

После того как супруги несколько лет назад разошлись, дети остались жить с мамой и бабушкой. Женщина в районном центре Конаково держала собственный магазин мяса, поэтому дом был полной чашей. Утром мать отвозила Андрея и Анну в школу в Конакове, где они учились в одном классе, а сама ехала по своим делам. Днём или вечером они вместе возвращались домой в Сажино.

Соседи практически ничего не знали о жизни семьи за забором дома № 3а, потому что те держались обособленно, с деревенскими не пересекались и не общались. Жители деревни знают об этой семье только по слухам.

— Закрытые люди, мы практически их и не видели. У них машины: заезжали к себе — уезжали, с деревенскими нигде не пересекались. Если бы не машины, мы бы, может быть, встречались на остановке или в магазине. Мы ведь даже и не знали, что у них там приёмные дети, — делится впечатлениями соседка Татьяна.

— А я слышала, что вроде бы родители разошлись, а детей воспитывали бабушка с дедушкой. Они торговали мясом, держали несколько свиней на участке, — отрывается от лопаты и вступает в разговор пенсионерка Зинаида Константиновна.

Среди местных подростков 14-летний Андрей и его 16-летняя сестра Анна считались странными и нелюдимыми. Если мальчик в школе вообще всех игнорировал и особо не горел желанием общаться, то Анна была другой.

— Пацана этого мы знаем, он учится в школе № 9 в Конакове. В девятом классе. Он не выходил, не гулял, особо о нём ничего не знаем. В деревне с ними никто не общался. Скорее всего, им неинтересно было гулять в деревне, потому что они гуляли в городе, — рассказывает школьница Елена. — В школе он тоже ни с кем не общался, тоже о нём никто ничего не знает. Его сестра Аня пыталась наладить отношения с одноклассниками, но не все школьники сами хотели с ней общаться.

Нож для родных

Материалы следственного эксперимента СКР
Материалы следственного эксперимента СКР

Местные не знают, не слышали и не видели ничего подозрительного 6 мая, когда в этом особняке разыгралась трагедия.

Следователи в целом уже восстановили картину произошедшего.

Утром Андрей сказал, что в школу не пойдёт, и остался дома с бабушкой. Мать и его сводная сестра уехали в Конаково. Старушка сидела на кухне в кресле и смотрела телевизор. Что после этого произошло между ней и внуком, никто не знает. Подросток сходил в подсобку за топором, вернулся на кухню и со спины несколько раз ударил бабушку по голове. Затем взял нож и нанёс ещё несколько ударов. Как теперь уже известно, внук перетащил тело старушки в погреб. Подросток спокойно прибрался и стал ждать приёмную мать. Оказалось, что ей он уготовил такую же участь.

Вечером во двор въехала машина матери, с которой была и Анна. Женщина, поставив машину в гараж, пошла в дом. Вскоре Аня, которая осталась закрывать калитку и двери гаража, услышала крики матери о помощи. Когда девушка прибежала на крик, то увидела, как её брат бьёт мать ножом.

— При мне было четыре удара в шею. Она пошла открывать подвал, но он поставил ей подножку и она упала, — спокойно рассказывает Анна. — Тогда он её добил ножом. Она умирала очень долго. Наверное, 20 минут раздавались её хрипы.

На теле женщины эксперты впоследствии насчитали множество колото-резаных ран в области шеи, груди и живота.

Фото: © L!FE SHOT
Фото: © L!FE SHOT

Сводную сестру подросток трогать не стал. После убийства Андрей начал собирать вещи, чтобы уехать в город.

— Я в это время была в комнате. После этого он меня позвал вниз. Сказал всё убрать. Мама ещё лежала здесь. Он уже начал убирать труп, — вспоминает Анна.

Обвязав труп приёмной матери верёвкой, парень потащил его в подвал, где уже лежала убитая им бабушка. После этого сестра стала прибираться в комнате и отмывать стены от следов крови.

— Кровь была на этих стенах. Я её отмыла. Основная лужа здесь, — показывает Анна на пол. — Он мне запретил что-либо говорить об убийстве матери и бабушки и сказал, что иначе я буду следующая, кого он может убить.

Девушка говорит, что не знает, почему её брат расправился с приёмными матерью и бабушкой.

— Я очень часто с ним ссорилась. По учёбе ссорилась, когда он не слушался. В общем, сложные отношения у меня с братом были. Раньше он говорил, что ему нужна свобода — свобода слова, свобода действий, что ему надоели упрёки матери. Я всё время пыталась освободить его от этих мыслей, но у меня ничего не получилось. В итоге я реально поняла, что он двинулся умом, — говорит Анна.

Деньги манят

Материалы следственного эксперимента СКР
Материалы следственного эксперимента СКР

Брат с сестрой спокойно жили в доме, где в подвале лежали их приёмные мать и бабушка. Мало того, они пригласили в гости своего одноклассника. Впрочем, соседи заметили перемены в поведении Андрея.

— В последние дни он ходил какой-то странный. Обычно он не ходил один, всегда был с кем-то. А в последние дни я видела его на улице только одного, — делится своими наблюдениями соседка-школьница.

После убийства матери Андрей решил добраться до денег, которые она хранила дома. Первое, что он сделал, — попытался вскрыть сейфы. Один, маленький, находился на кухне, другой — в комнате.

— Он пытался разбить его, скинув со второго этажа дома, но тот выдержал, — рассказывает Анна.

В итоге брат с сестрой пошли по соседям искать болгарку, чтобы разрезать металлические сейфы.

— К нам приходил этот мальчик, его сестра Аня и ещё какой-то мальчик с ними. Они попросили болгарку, сказали, что им нужно какой-то сейф открыть, — вспоминает одна из малолетних жительниц деревни.

Пилу они всё-таки нашли, после чего Андрей стал вскрывать сейфы в доме.

— В большом сейфе было 100 тысяч, в маленьком — столько же. Он дал мне 10 тысяч на две недели, — рассказывает сводная сестра.

Как выяснилось, подросток снял с руки приёмной матери золотое кольцо и отнёс его в ломбард. Так же он поступил и с другими находившимися в доме украшениями.

Страшный бал

Подростки устроили в доме многодневный пьяный загул — пиво и алкоголь лились рекой. Анна стала вести видеотрансляцию происходящего в доме на своей странице во “ВКонтакте”. Судя по голосу, девушка также была изрядно пьяна. Она ходит по дому, где разбросаны вещи и открыты все шкафы. Стол на кухне завален пустыми бутылками.

На заднем фоне звучит болгарка. В какой-то момент она показывает, как её брат сидит перед сейфом и пилит его. По дому также ходит их одноклассник с баклашками пива в руке. Вскоре из комнаты выходит Андрей, который с трудом стоит на ногах, и спрашивает сестру: “Я дал тебе деньги?” Она говорит, что дал, и показывает в камеру руку с пачкой мятых купюр евро. Трансляция прерывается на моменте, когда Анна подходит к окну и в ужасе кричит: “Чувак!.. Чувак!.. Машина!.. Машина!.. Машина!.. Батя!.. Батя!..”

Это действительно был приёмный отец. Мужчина несколько дней звонил бывшей жене и её матери, но их телефоны были выключены. Приёмные дети не могли внятно объяснить, где находятся мать и бабушка. Всё это показалось мужчине странным, и тогда он решил съездить сам в деревню. Увидев машину жены в гараже, он сразу заподозрил неладное и вызвал полицию.

— Да, я их обнаружил, открывать ничего не стал. Сын сразу во всём сознался, — рассказал Лайфу отец. — Я не знаю, почему он это сделал. Был вполне нормальный парень.

Отец. Фото: © L!FE
Отец. Фото: © L!FE

Полицейские забрали Андрея и Анну с собой, но вскоре сестру отпустили. Пока она проходит по делу свидетельницей, хотя к ней есть много вопросов. Следственный комитет по Тверской области возбудил уголовное дело по статье 105-й УК (“Умышленное убийство двух и более лиц”). Суд уже арестовал Андрея на два месяца.

— Следствию предстоит установить причины и условия, которые способствовали совершению подозреваемым особо тяжкого преступления, с направлением представления в компетентные органы, ответственные за осуществление профилактической работы с несовершеннолетними, — сообщили Лайфу в пресс-службе СУ СК РФ по Тверской области.

Следователи пытаются выяснить, что именно толкнуло подростка на такую жестокую расправу над матерью, которая воспитывала его с двухлетнего возраста. Есть вопросы и к местным органам опеки, и к инспекции по делам несовершеннолетних МВД.

В социальных сетях у Андрея есть страница. Он подписан на 120 различных групп, которые вполне типичны для подростков его возраста: футбол, чёрный юмор, боевые искусства, оружие, автомобили, гаджеты. Он состоял в закрытой группе Horror Story — “Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас”. Среди его статусов встречались и такие: “Оружие не убивает, убивает человек…”, Back to resentment, not reciprocity and pain, что означает “Вернёмся к обидам, невзаимности и боли”. Под одной из его фотографий стоит подпись: Say hello fout you mom (“Поздоровайся с мамой”).

10 лет — не срок

Возраст подростка уже позволяет привлекать его к уголовной ответственности по особо тяжкой статье. Однако он отделается мягким сроком: по закону суд не может приговорить несовершеннолетнего к пожизненному заключению. Обвиняемым в возрасте до 16 лет в особо тяжких преступлениях, к которым относится и убийство, не могут дать более 10 лет заключения. Так что в самом худшем случае Андрей выйдет на свободу в 24 года — и кто его знает, чем он тут займётся.

Андрей Гридасов

По материалам: “Life”

Ранее

Эвакуация в Белый дом

Далее

Билет с ошибкой, задержка рейса, нехватка мест в салоне

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru