Три политизированных проекта — «Сила Сибири», «Турецкий поток» и «Северный поток-2» — поглощают все деньги госкорпорации и даже не выглядят окупаемыми
Руководитель аналитического подразделения Sberbank CIB Александр Кудрин и его подчиненный Александр Фэк уволились из банка вскоре после публикации отчета «Пощекотать гигантов», посвященного деятельности «Газпрома». В нем авторы, среди которых — Александр Фэк, говорят о неэффективности большинства проектов газовой монополии и указывают на то, что главными бенефициарами инвестпрограмм «Газпрома» становятся его подрядчики (в частности, «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» Геннадия Тимченко).
В «Сбербанке» публикацию доклада назвали «грубым нарушением этических норм» и обвинили аналитиков в использовании непроверенной информации.
В октябре похожий скандал разгорелся вокруг отчета Фэка «Роснефть»: надо поговорить об Игоре», в котором жестко критиковалась бизнес-модель «Роснефти». В тот раз «Сбербанк» отозвал отчет и принес «Роснефти» извинения, но аналитики сохранили свою работу.
Ситуацию по просьбе «Новой» комментирует Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy.
— Главный вывод доклада я разделяю, он совершенно неоспорим: Россия и «Газпром» на всех этих проектах проигрывают, а выигрывают только подрядчики.
Три политизированных проекта — «Сила Сибири», «Турецкий поток» и «Северный поток-2» — поглощают почти все деньги «Газпрома», из-за чего он ежеквартально остается в минусе.
Сметы подрядчиков «Газпрома» за каждый километр трассы завышены в 2–3 раза по сравнению с другими странами.
В докладе есть значительные неточности в деталях. Например, там не совсем верны оценки стоимости строительства газопроводов от Ямала до Балтики и совершенно неправильно показана роль газопровода «Алтай». Авторы утверждают, что можно было не строить дорогой газопровод «Сила Сибири» и заменить его «Алтаем». Это неверно, потому что китайцы с самого начала сопротивлялись проекту «Алтай», как им ни пытались его впарить. «Силу Сибири» они скрепя сердце проглотили, хотя он им тоже не нужен.
Дело в том, что «Алтай» идет в районы Китая, где и без того полно газа из Средней Азии, а потребления там нет абсолютно никакого. Во-вторых, у китайцев есть определенная стратегия. У них уже достаточно много источников трубопроводного газа, поэтому сейчас упор делается на сжиженный природный газ — причем в основном на те проекты, которые сами китайцы разрабатывают в других странах. «Газпром» еще в прошлом году пытался настаивать на варианте «Алтай», но
Пекин выдвинул три условия:
- китайцам разрешат добывать газ на территории России,
- самим строить газопроводы
- и экспортировать свой собственный газ в Поднебесную.
На все три условия российские переговорщики ответили «нет».
«Сила Сибири» будет для «Газпрома» полным коммерческим провалом.
Еще несколько лет назад даже экономисты газовой монополии отмечали, что этот проект никогда не окупится, но в октябре 2012 года Путин лично дал указание ускорить принятие инвестиционного решения. Сперва все говорили, что китайцы будут софинансировать проект, что оказалось неправдой. Цена, по которой китайские партнеры согласны брать российский газ, не покрывает расходы ни по добыче, ни по транспортировке. А когда говорят, что в течение 30 лет мы будем туда отправлять 38 млрд кубометров газа, то это абсолютная фантастика — Чаяндинское месторождение в Якутии такой объем в одиночку обеспечить не в состоянии. Чтобы выйти на такие цифры, «Газпрому» потребуется срок примерно до 2028 года.
Надежда сэкономить на украинском транзите, который сам по себе не представляет для «Газпрома» никаких существенных затрат, оборачивается колоссальными потерями для бюджета.
«Турецкий поток» уже обошелся нам в $17 млрд, и это не предел — переговоры о том, куда попадет вторая нитка потока, очень далеки от завершения.
Что касается «Северного потока-2», то это чисто немецкий проект. Немцы бесплатно получают дополнительный канал поставок газа из России без всякого транзита.
Россия на трубу от Бованенковского месторождения на Ямале до Балтики потратит $44 млрд. Не исключаю, что и здесь получится гораздо больше — труба до сих пор строится и расширяется, а еще предстоит проложить через море две дополнительные нитки. Это политическая авантюра, которая финансируется из кармана налогоплательщиков.
Арнольд Хачатуров
По материалам: “Новая газета”