Достучаться до Кремля

На кого россияне жалуются президенту

Накануне прямой линии с президентом РБК проанализировал, на что жалуются россияне в Кремль. Больше всего претензий накопилось к прокурорам и приставам. В прокуратуре объяснили, что большая часть жалоб приходит не по адресу.

На кого жалуются в Кремль

Перед ежегодной «Прямой линией с Владимиром Путиным», которая запланирована на 7 июня, РБК проанализировал жалобы россиян, поступившие в управление президента по работе с обращениями граждан и организаций за 2017 год.

Обращения россиян делятся на просьбы, сообщения о недостатках, критику и запросы информации. При отборе только критических сообщений и жалоб выяснилось, что самое большое число подобных обращений подано в отношении прокуратуры и ее должностных лиц. Таких обращений за прошлый год было подано 33,3 тыс., что на 63% больше, чем годом ранее (в 2016-м было подано 19,7 тыс. обращений на действия прокуратуры).

Среди этих жалоб — сообщения о недостатках в работе прокурорских работников и территориальных органов прокуратуры. Критика деятельности прокурорских работников связана в основном с нарушениями в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека.

Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной заявил РБК, что большая часть обращений связана с вопросами, которые не относятся к ведению органов прокуратуры, такие обращения перенаправляются в профильные ведомства. «Ежегодно ведомство получает порядка пяти миллионов обращений от граждан и юридических лиц. Около трети из них находит свое разрешение с помощью вмешательства прокуроров. Все остальные мы передаем для разрешения в профильные министерства и ведомства. Мы, безусловно, готовы принимать участие в судьбе любого обратившегося к нам гражданина, строго ориентируясь на существующее законодательство. При этом мы стараемся во всех случаях не упускать из поля зрения проблематику каждого вопроса», — отметил Куренной.

На втором месте — обращения с критикой работы Федеральной службы судебных приставов (18,3 тыс., жалобы в основном на ненадлежащее исполнение судебных актов, в том числе по взысканию алиментов). На третьем — в отношении работы сотрудников МВД (11,2 тыс., во многом критика работы участковых).

Замыкают пятерку госорганов — рекордсменов по жалобам Федеральная антимонопольная служба (6,4 тыс. обращений в администрацию президента) и Госдума (более 5 тыс. обращений). Недовольство россиян вызвали рассматриваемые нижней палатой законопроекты.

На шестом месте по количеству жалоб в администрацию президента — обращения с критикой Минстроя по долевому строительству и ипотечному кредитованию (4,8 тыс. обращений), налоговой службы — по налогам, сборам и штрафам (2,9 тыс. обращений); работы Росреестра в регионах (2,3 тыс.); Пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов (1,8 тыс.) и с критикой Центробанка по ипотечному кредитованию (1,7 тыс.).

Как считает политконсультант Дмитрий Фетисов, жалобы на прокуратуру обусловлены двумя факторами: низким правовым уровнем знаний граждан и тем фактом, что прокуратура не занимается своим имиджем, в том числе повышая правовую культуру граждан. «Из-за этого происходит некая демонизация работы прокуратуры и, как следствие, жалобы на ее работу», — заключил эксперт.

С оценкой Фетисова не согласен член Общественной палаты Артем Кирьянов, он обращает внимание на результаты проведенного в мае опроса ВЦИОМа, согласно которому 48% респондентов и 67% опрошенных представителей бизнеса говорят о доверии к прокуратуре.

Фетисов также отметил снижение количества жалоб на систему МВД после ее имиджевой реформы. «Прокуратура пока не идет по этому пути, из-за чего растет количество жалоб на это ведомство, но непосредственную работу ведомства можно считать вполне эффективной», — отметил он.

Фото: Павел Лисицын / РИА новости

Пишут не по адресу

РБК также проанализировал общее число (не только критических, но и любых) обращений к президенту по различным темам. По работе прокуратуры зарегистрировано 34,8 тыс. обращений (+62% рост обращений с 2016 года), по деятельности судебных приставов — 21 тыс. (+9%), переселению из подвалов, бараков, аварийного жилья — 19 тыс. обращений (+24%). Далее идут вопросы по ЖКХ (15,8 тыс., +32%), ответственность за нарушение законов (14 тыс., +3%), вопросы касательно органов внутренних дел (13,7 тыс., +8%), благоустройство городов, поселков и придомовых территорий (13 тыс., +2%).

Из всех вопросов в отправленных обращениях в 2017 году администрация президента рассмотрела только 19% (200 тыс.). Остальные  вопросы (81%  — 843,8 тыс.) переадресованы другим госорганам.

Из них чаще всего удовлетворяли жалобы Росприроднадзор и Минпромторг (по 98% удовлетворительных ответов), Фонд социального страхования (95%) и Минприроды (94%). Чаще всего признают жалобы необоснованными силовики: у Следственного комитета и ФССП отказы в 96% случаев, у ФСИН и ФСБ — в 95%.

Число обращений граждан и организаций в администрацию президента за последние восемь лет колеблется на уровне 800 тыс. — 1 млн, но в последние три года падает, свидетельствует статистика. Если в 2015 году в Кремль поступило 1,06 млн обращений, то в 2016-м — 930,6 тыс., а в 2017-м — 889,7 тыс.

Люди массово стараются «прорваться к Путину» из-за представления о «хорошем царе», который единственный способен окоротить «плохих бояр», и до него поэтому обязательно надо достучаться», полагает политолог Аббас Галлямов. «Это один из главных национальных архетипов. Надежды на бюрократическую вертикаль у них нет. В сегодняшней России вообще очень странным образом сочетаются тотальное недоверие к политической системе и абсолютная вера в Путина, который эту систему создал и возглавляет», — заключил эксперт.

Прямую линию с Путиным показывают с 2001 года. Когда в 2008–2012 годах он занимал пост премьер-министра, передача называлась «Разговор с Владимиром Путиным». Задать вопросы главе государства можно через СМС, позвонив по телефону, через сайт программы или мобильные приложения и соцсети. Формат передачи за многие годы практически не менялся. Нововведение в этом году — появление конференц-связи и звонки руководителям регионов в прямом эфире. В связи с этим губернаторам и другим высокопоставленным чиновникам рекомендовано быть на связи.​

В 2017 году Путин во время «Прямой линии» ответил на 73 вопроса, среди которых были жалобы на действия и бездействия федеральных и региональных властей. По вопросам, которые по словам обращавшихся не решались годами, правоохранительные органы, губернаторы и министерства отчитывались о проверках и принятых мерах еще до конца «Прямой линии».

О чем спрашивают Путина

Общее количество вопросов Путину на линии в последние годы снижалось — с 3,25 млн (рекорд за все время линии) в 2015 году до 2,6 млн в 2017-м. «Президент для многих россиян — это последняя надежда, и писать ему стало традицией, — рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. — Считается, что если он озвучит вопрос [на прямой линии], то он решится».

С годами заметно вырос средний возраст задающих вопросы. Если в 2003 году граждане от 16 до 25 лет составляли 27% от общего числа задавших вопрос, то 2017 году — всего 6%. Общая доля респондентов старше 40 лет за тот же период выросла с 31 до 48%.

Первые вопросы президенту в этом году, опубликованные на сайте прямой линии, касались увеличения пенсионного возраста, повышения цен на бензин, появления нового ведомства — Министерства науки и просвещения. В рекордном по числу обращений 2015 году россиян прежде всего волновали вопросы: жилья (46,8 тыс. из всех вопросов, присланных на линию через интернет), защиты прав и свобод человека (33,9 тыс.), государства, общества, политики (27,8 тыс.), труда (24,7 тыс.), промышленности, строительства, транспорта, связи (20,7 тыс.), здравоохранения (18,6 тыс.), коррупции (15,1 тыс.).

Владимир Дергачев, Софья Савина, Елизавета Антонова, Евгений Тарасенко

По материалам: “РБК”

Ранее

СМИ узнали о планах «Суммы» продать блок-пакет в «Трансконтейнере»

Далее

Дыры после стресса

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru