Как США похитили российскую технологию лечения глаз
Крупнейший в РФ завод искусственных хрусталиков “Репер-НН” в суде пытается доказать, что разработанная им технология производства искусственных хрусталиков глаз незаконно используется американским производителем линз Bausch & Lomb. Истец обвиняет американцев в мошенничестве, подкупе, промышленном шпионаже и раскрытии коммерческой тайны. По мнению российской стороны, только прямой ущерб составил $12–15 млн — около 1 млрд рублей.
Признание наших разработок
Если вы хоть раз носили контактные линзы, то наверняка слышали про одного из крупнейших производителей — американскую корпорацию Bausch & Lomb (B&L). Ей владеет крупная фармкомпания Valeant. Помимо обычных, американцы выпускают медицинские линзы. Их используют в операции по удалению катаракты (помутневшего хрусталика глаза). Линзу вводят внутрь глаза через разрез на роговице. Такие линзы и называют “искусственными хрусталиками”.
Лет двадцать назад искусственные хрусталики делали из оргстекла. Их обладатель хорошо видел только вдаль и потому носил очки. Современные разработки направлены на создание хрусталиков, позволяющих фокусировать взгляд на дальних, средних и ближних дистанциях без очков. Нижегородская компания “Репер-НН” — одна из немногих в мире, которая создала такие линзы, используя принцип градиентной оптики. Собственно, это и описывает технология, ставшая предметом спора.
Американская корпорация не сумела додуматься до этого быстрее отечественных специалистов. И, чтобы заполучить технологию, стала действовать в обход — через Турцию и Арабские Эмираты. Это следует из документов суда штата Калифорния, с которыми ознакомился Лайф.
Непостоянные партнёры
История началась в 2003-м, когда российский завод “Репер-НН” купил акции завода медтехники в Турции под названием Anadolu Tip. Россияне передали туркам оборудование и технологию для производства хрусталиков, запретив делиться с кем бы то ни было.
А в 2011-м учёные из МНТК “Микрохирургия глаза” вместе со специалистами “Репера” разработали новый хрусталик “Градиол”. Необходимо было на высокоточном оборудовании проверить его оптические свойства. Для этого решили передать образцы американцам — в лабораторию Bausch & Lomb. А поскольку замглавы НИИ Малюгин и раньше регулярно ездил в США на научные конференции, то с этой миссией его и направили в Сан-Диего.
Вскоре новым проектом российских учёных заинтересовалось высшее руководство B&L.
— В том же году я пересёкся с Гриффитом Альтманом, директором департамента исследований и разработок B&L, — сообщает Борис Малюгин в письменных показаниях, данных американскому суду. — Мистер Альтман выразил интерес к проведению тестов этих линз. И тогда я передал B&L две мультифокальные линзы производства “Репера”.
В материалах судов говорится, что во время встреч американцы намекали на возможность последующего приобретения лицензии на производство российских линз по нашей технологии. Однако по завершении опытов они отправили Малюгину полный отчёт… и сообщили, что больше не заинтересованы в покупке технологии.
— Предоставление продукции на тестирование чужим лабораториям — нормальная практика в офтальмологической промышленности, — говорит источник в отрасли. — Всё равно американцы не смогли бы воспроизвести наши линзы на своём оборудовании. В данном случае это можно воспринимать как демонстрацию возможностей продукта — мол, американцы посмотрят и убедятся в качестве технологии.
“Надёжные” турки
На этом вроде бы истории и закончиться. Однако в 2015 году турецкий завод Anadolu Tip заключил с американцами два весьма любопытных контракта на $12 млн за спиной россиян.
В материалах судов под грифом “секретно” содержится переписка по электронной почте между топ-менеджерами “Репера” и Малюгиным. Из переписки понятно, что упомянутые контракты… предусматривают передачу США той самой технологии.
Один контракт — на приобретение активов в виде торговых марок и остатков на складах, а второй — на контрактное производство линз по специальной (заниженной) цене.
Как рассказал Лайфу анонимный источник в отрасли, технология, которую компания B&L может получить или уже получила от турецкого партнёра по этому контракту, позволяет раскрыть и удешевить сразу две ветки производства.
— Благодаря этой технологии американцы смогут производить стандартные хрусталики по более низкой себестоимости, чем у других производителей. За счёт этого B&L сможет отечественными же хрусталиками конкурировать с российскими заводами на нашем рынке, — рассказал источник. — И второе: смогут производить уникальные хрусталики, например, мультифокальные. При этом себестоимость будет значительно ниже, чем у глобальных производителей, при высоком качестве продукта.
По информации, которая была предоставлена суду, но ещё не проверена, указанные контракты турки попытались скрыть от россиян. Якобы для этого они создали компанию в Арабских Эмиратах, через которую американцы должны были перевести около $10 млн. По сути, считают истцы, турки обманули “Репер” как своих акционеров.
— Ситуация выглядит так, будто американцы намеренно подкупили менеджмент Anadolu Tip, чтобы не получать нашего согласия [на передачу технологии], — сообщает в служебной переписке один из топ-менеджеров “Репер-НН”.
Истцы заявили о 15 эпизодах нарушения закона, включая невыполнение договорных обязательств, неправомерное присвоение [собственности], неосновательное обогащение, нарушение закона о недобросовестной конкуренции в Калифорнии, незаконное завладение коммерческой тайной и мошенничество.
Наличие иска Лайфу подтвердил владелец “Репер-НН” Вячеслав Агарков, однако от подробностей воздержался по соображениям коммерческой тайны.
— Мы поставляем внутриглазные линзы как за рубеж, так и на российский рынок. В частности, мы поставили оборудование для производства искусственных хрусталиков в Турцию и Индию, но с определёнными ограничениями, — сообщил Лайфу бизнесмен. — Турецкая компания нарушила эти ограничения при подписании контракта с американским производителем Bausch & Lomb. Мы подали в суд в Турции и в США, чтобы заставить турецкую и американскую компании соблюдать ограничения и выплатить компенсацию ущерба.
Сумма ущерба, как она расписана в материалах американского суда, составляет от $12 до $15 млн. Это, по всей видимости, и есть цена вышеуказанного контракта. Однако существует ещё один документ — расчёт предполагаемой упущенной выгоды. Это потенциальная прибыль, которую россияне могли бы получить и которой окажутся лишены, если американцы начнут продавать линзы. Она, согласно мнению независимого американского эксперта, составит $166 млн (около 10 млрд рублей) за 10 лет.
Богатые скандалы американской фармацевтики
Все эти предположения о подкупе, промышленном шпионаже и нарушении договорных обязательств не кажутся такими уж необоснованными, если взглянуть на историю компании-ответчика.
Bausch & Lomb владеет фармкорпорация Valeant, в последние три года погрязшая в международных скандалах, судах и уголовных делах. Три года назад она едва не обанкротилась: Valeant подешевела на $80 млрд из-за непродуманных действий руководства в попытках “выжать максимум из акций”, как писал Forbes. В правлении были вынуждены заявить, что финансовые обязательства перед кредиторами в размере $30 млрд могут и не выполнить. Всё это происходило на фоне продолжительного скандала о завышении цен на лекарства. Интернет-аптеку Philidor Rx, контролируемую Valeant, обвинили в том, что покупателям предлагались более дорогие препараты Valeant вместо дешёвых аналогов. Цены на некоторые лекарства взвинтили на 800%.
Как раз тогда впервые всплыла история подкупа. Генпрокуратура США вменяет бывшему директору Valeant Грею Тэннеру и бывшему гендиректору Philidor Эндрю Дэвенпорту мошенничество, дачу взяток и отмывание денег. По сведениям ФБР, Дэвенпорт заплатил Тэннеру около $10 млн, пообещав добавить ещё некоторую сумму, чтобы тот через ряд схем получал и передавал ему деньги, принадлежащие Valeant. За три года Дэвенпорт получил больше $40 млн.
А недавно история с коммерческим подкупом всплыла на Украине. Как сообщали местные СМИ, украинская “дочка” Valeant подозревается в масштабном подкупе главврачей и фармацевтов.
При этом интересно, что профессор Малюгин, который мог бы прояснить американскому суду дополнительные подробности истории, отказывается появляться на заседаниях. Хотя раньше регулярно ездил в США и, в частности, консультировал за деньги американских специалистов. Он был в США недавно — в апреле, но и тогда прогулял суд, за что чуть было не получил обвинения в неподчинении правосудию. Вместо этого Малюгин предпочитает общаться письменно — через своего адвоката. Примечательно, что как минимум до 2013 года он был консультантом у ответчиков — Bausch & Lomb.
Искусственные хрусталики — не самый прибыльный, но достаточно перспективный сектор работы фармацевтических корпораций. По данным отраслевых изданий, Минпромторг оценивает потребность России в искусственных хрусталиках в 425 тысяч единиц за год. Отечественные предприятия производят, по данным министерства, лишь 180 тысяч линз в год. Этим занимаются лишь четыре завода: кроме “Репера”, это зеленоградская “Наноптика”, санкт-петербургское предприятие “Оптимед” и челнинский завод “Латан”.
Лайф направил запросы в B&L и доктору Малюгину, однако оперативных ответов не получил.
По материалам: “Life.ru”