Генеральные директора двух крупнейших оборонных предприятий Татарстана пошли на повышение, а их кресла заняли топы «КАН Авто»
Охватившая оборонные компании Татарстана эпидемия смены «генералов» добралась и до владений Николая Колесова. Вчера он сменил гендиректоров двух своих ключевых предприятий. «Элеконом» вместо Николая Ураева будет руководить Александр Колесов, а КОМЗ вместо многоопытного Сергея Раковца возглавит Вадим Максимов. О том, почему обе замены происходят одновременно и что они означают для самих предприятий, — в материале «БИЗНЕС Online».
В империи колесова — игра престолов
О переменах в руководстве АО «КОМЗ» и ОАО «Элекон» сообщило несколько источников «БИЗНЕС Online» в промышленности РТ. Мы предложили менеджменту предприятий прокомментировать данную информацию, но на момент выхода статьи ответов на запросы не получили.
По словам источников, смена власти прошла на состоявшихся вчера заседаниях советов директоров. Для этого в Казань приехал генеральный директор АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов, структурам которого принадлежат оба завода. Предположительно, к нему в Москву и отправятся экс-шеф КОМЗа Сергей Раковец и теперь уже бывший руководитель «Элекона» Николай Ураев.
Засиделся в казани…
Предвестницей ухода Раковца (родился 10 ноября 1970 года) можно считать попытку Колесова поставить его на пост гендиректора ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ). Зато теперь Сергей Владимирович, пожалуй, поднимается повыше — по нашим данным, он назначен заместителем гендиректора КРЭТ. В целом уход Раковца, который возглавлял КОМЗ 11 лет, по всей видимости, был предрешен. «Совершенно ясно, что он засиделся на одном месте — его давно пора двигать вперед, на этом посту он перерос себя, — говорит источник. — То, что мы сейчас имеем на КОМЗе, во многом достигнуто благодаря Сергею Владимировичу. То же освоение за кратчайшее время темы радиоэлектронной борьбы (РЭБ; это производство было поставлено на ноги за четыре месяца —прим. ред.). Это гигантский прорыв, и никто не верил, что это возможно».
Тему РЭБ на КОМЗ привел в 2011 году Колесов, и, как говорится в отчетности завода, «в настоящее время радиоэлектронные изделия составляют значительную часть портфеля заказов». В частности, это комплексы РЭБ «Ртуть», устанавливаемые на бронетранспортеры. С 2016 года завод начал серийный выпуск всесуточных приборов разведки 1ПН142 и 1ПН143, а также малогабаритного дневного бинокля 1Н25 — все это элементы боевой экипировки «Ратник». То есть КОМЗ из классического оптического предприятия превратился, по сути, в радиоэлектронное. И по большинству позиций конкурентов здесь у КОМЗа в России нет. Но сохранилась и старая тематика: КОМЗ — единственный в стране изготовитель перископов для подводных лодок. Также завод производит лазерные приборы разведчика ЛПР-3 и ЛПР-4. В целом изделия спецназначения — 97% продукции КОМЗа.
По финансам звездным часом компании стал 2016 год: выручка достигла 9,31 млрд рублей (220,4% по отношению к 2015-му), а чистая прибыль дошла до 1,51 млрд (ранее — 500 млн, темп роста — 302%). Не зря предприятие в 2016 году вошло в топ-50 самых прибыльных компаний Татарстана. Но в 2017-м, судя по отчетности, произошло существенное падение — объем товарной продукции составил только 3 млрд рублей. Как говорится в документации, это «обусловлено прежде всего уменьшением отгрузки продукции специального назначения».
«Если судить по финансовой отчетности, деятельность генерального директора КОМЗа можно считать вполне успешной, по крайней мере, до прошлого года, — оценил в комментарии „БИЗНЕС Online“ труды Раковца эксперт-аналитик АО „Финам“ Алексей Калачев. — В 2017-м объем выпуска основной продукции снизился на 65 процентнов, а выручка упала более чем втрое. И, судя по данным первого квартала 2018 года, падение продолжается — выручка за первые три месяца года составила всего 171,3 миллиона рублей. Вероятно, это может быть связано с сокращением оборонного заказа. Тем не менее все эти годы КОМЗу удавалось сводить концы с концами и завершать каждый отчетный год с прибылью».
«Более чем уверен, что в руководстве КРЭТ Раковец в считаные месяцы начнет играть одну из ведущих ролей, — резюмирует наш источник. — Не исключаю, что в некоем будущем он преемник Колесова, к которому очень близок». Напомним, Раковец окончил КАИ («экономика и управление на предприятиях»). В 2002–2003 годах был начальником отдела по маркетингу и сбыту КОМЗа. В 2003-м — заместителем гендиректора по маркетингу и материально-техническому обеспечению ГК «Унистрой». В 2003–2007 годах — первый заместитель генерального директора — коммерческий директор КОМЗа, с 2007-го — генеральный директор. Кандидат экономических наук.
«Покидаю завод с тяжелым чувством, — рассказал вчера корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Раковец. — 17 августа было бы 20 лет, как я пришел в коллектив. Пришел в день кризиса, уже 10 лет и 10 месяцев — генеральный директор. Но что поделаешь… Да, по большому счету новое назначение — повышение. Есть хорошие планы, новые направления. С Казанью связи терять не буду, хотя бы потому, что остаюсь советником генерального директора КОМЗа, ведь перед заводом стоит много задач — ему надо двигаться вперед: и по старым направлениям, и по тем, которые мы развили, и по совершенно новым».
Что-то затевается на комзе…
Можно предположить, что возвращение КОМЗа на финансовую вершину станет одной из задач нового гендиректора — им назначен Вадим Максимов, до сего дня — вице-президент по корпоративному управлению еще одного актива Колесовых, ГК «КАН Авто». Но для отрасли радиоэлектроники он не чужой. Вадим Валерьевич родился 5 марта 1967 года в Казани. Окончил радиотехнический факультет КАИ (1989) и юридический факультет КГУ (2001). Еще студентом был принят на работу в секретную лабораторию №23 КАИ, к известному профессору Шамилю Чабдарову — специалисту по системам госопознавания. В 1989–1990 годах — инженер-конструктор в НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко, где в составе научной группы занимался разработкой системы «свой-чужой». В 1990–2006 годах — инженер-электроник в казанском филиале Института проблем информатики РАН. По данным «БИЗНЕС Online», в середине 90-х годов он познакомился с Колесовым, и вместе они организовывали «КАН Авто». В 2006–2012 годах Максимов — заместитель гендиректора по развитию дилерской сети «КАН Авто». С 2012-го — вице-президент по корпоративному управлению. Свое новое назначение вчера Максимов комментировать не стал.
По сведениям «БИЗНЕС Online», одной из его первоочередных задач станет создание под эгидой КОМЗа группы компаний: к «оптикам» добавятся хотя и находящиеся на территории КОМЗа, но вполне самостоятельные АО «Рычаг» и АО «Стелла К». Первое изготавливает устанавливаемую на вертолеты систему РЭБ «Рычаг», второе производит и устанавливает на вертолеты бортовые комплексы самообороны «Витебск» и «Президент-С».
Для чего понадобилась централизация? «Это и оптимизация закупок, и незачем дублировать отделы — коммерческий, снабжения и так далее, словом, более эффективная работа», — говорит близкий к указанным компаниям источник «БИЗНЕС Online». При этом он уточнил, что единым будет именно управление, а вопросы с акциями и составом учредителей пересматриваться не будут. Кадровый вопрос — тоже: «Пока никого трогать не будут — оба предприятия работают эффективно».
«Объединение под крышей КОМЗа таких различных по видам деятельности предприятий, как „Рычаг“ и „Стелла К“, может быть оправдано лишь в той мере, в какой они участвуют в оснащении вертолетов производства КВЗ, — полагает Калачев. — В этом случае нахождение на одной территории и под общим управлением может придать процессу определенную синергию». Здесь уместно будет напомнить о серьезных претензиях «Рычага» на участие в производстве «Ансата».
Еще одна задача Максимова — увеличить военные заказы, в частности на РЭБ. «Сегодня это очень перспективная тема, — говорит источник. — Да и сейчас РЭБ на КОМЗе много, а будет еще больше». Для иллюстрации укажем параметры цен. К примеру, 18 комплектов РЭБ «Рычаг», судя по отчетности, стоят 11,5 млрд рублей. Предположительно, у АО «Рычаг» в ближайшем будущем может появиться уже не вертолетный, а авиационный суперзаказ. В 2015 году сообщалось, что КРЭТ совместно с ПАО «Туполев» начал создание комплекса РЭБ, который планируется устанавливать на Ту-214. Опытно-конструкторские работы должны завершиться как раз в 2018 году. Если под вертолетный «Рычаг» оборудуют машины КВЗ, то логично, если его авиационным аналогом тоже займутся в Казани, где и выпускают Ту-214. Говорилось, что военным нужно как минимум 10 таких самолетов.
Есть еще одна большая работа. «Оптическое производство надо совершенствовать, ведь с 50-х годов оно модернизировалось только точечно, — говорит источник. — По себестоимости оно уступает даже китайским конкурентам. Если во всем мире линзы льют, то у нас до сих пор шлифуют вручную». Ставится и задача увеличения доли гражданской продукции (а сегодня для КОМЗа это дневные бинокли, монокуляры, микроскопы, зрительные трубы, ночные наблюдательные приборы и лупы). Как говорит источник, это будут высокотехнологичные изделия: «Сваливаться до уровня кастрюль КОМЗ не будет».
…И это не совпадение
Куда уходит Ураев, пока не известно, но, предположительно, тоже в КРЭТ. «А вообще ему был ряд предложений, которые он отклонил», — говорит источник. Раковец в разговоре с «БИЗНЕС Online» обтекаемо сообщил, что будет трудиться, можно сказать, бок о бок с Николаем Николаевичем: «Наш одновременный уход не совпадение. Для обоих это движение вперед, поскольку у нас будет довольно обширное направление».
Ураев родился 30 августа 1980 года в Казани. В 2002 году окончил КГУ, кандидат юридических наук. Трудовую деятельность начал в 2000 году менеджером ООО «Альфа», в 2003-м стал заместителем директора компании. Далее — работа исполнительным директором в ООО «Омега». С 2004 года — на «Элеконе»: сначала — замгендиректора по внешнеэкономическим связям, с 2011-го — генеральный директор. Напомним, что он зять Колесова: женат на его дочери Анастасии — председателе правления Татсоцбанка. Судя по отчету о доходах за 2017 год, чета заработала 614 млн рублей, причем 519,4 млн задекларировал Ураев, увеличивший свой доход сразу в 14 раз.
Хорошо идут дела и на «Элеконе», занимающем лидирующее положение в России по разработке и производству цилиндрических электросоединителей для всех отраслей оборонной и гражданской промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для авиационной, ракетно-космической и военно-морской техники. Значительная доля выпускаемой продукции приходится на изделия, поставляемые по гособоронзаказу. Как известно, ГОЗ сегодня пошел на спад. Видимо, этим, как и в случае с КОМЗом, обусловлено снижение объема производства: как сказано в отчетности «Элекона», он составил чуть более 5 млрд рублей (83,6% к уровню 2016 года). «Это связано с общим падением заказов со стороны потребителей нашей продукции», — говорится в отчете. Вместе с тем объем реализованной продукции достиг 6,2 млрд рублей (105% по сравнению с 2016-м). Чистая прибыль — 2 млрд рублей, что на 570 млн, или в 1,4 раза, выше уровня 2016 года (1,5 млрд).
К личностной характеристике Ураева добавим его своего рода демарш от августа 2011 года. Тогда республику облетела сенсация: 30-летний шеф «Элекона» вступил в партию «Правое дело» Михаила Прохорова и согласился возглавить одно из его отделений в Татарстане. Сам он объяснил свой шаг весьма пламенно: «Я долгое время был членом партии „Единая Россия“, но, к сожалению, как дипломированный юрист с ученой степенью и руководитель крупного промышленного предприятия был востребован для законотворчества меньше, чем спортсмены и актеры. Когда „Правое дело“ возглавил успешный бизнесмен Михаил Прохоров — руководитель, который смотрит в будущее, развивает и внедряет новые технологии, создает новые современные предприятия, прогрессивно мыслит, мне стало интересно поработать с таким человеком. Тем более я давно знаком с лидером татарстанского регионального отделения „Правого дела“ Павлом Сигалом, которого знаю как грамотного руководителя и порядочного человека. Я всегда разделял либеральные взгляды, и мне неприятно смотреть, как коррупция, воровство, неумелое руководство чиновников и падение нравов разъедают мою страну. Я верю, что „Правое дело“ имеет хорошие перспективы, и здесь я могу реализовать свою гражданскую позицию. Эта партия начинает работать с чистого листа и несет в себе новые надежды».
Также отметим, что пару лет назад Ураев отметился и интересной промышленной инициативой — возродить на «Элеконе» почившее в бозе с крахом СССР производство бытовой аудиотехники — усилителей, проигрывателей, акустических колонок. Правда, по данным источника «БИЗНЕС Online», сегодня от этой идеи отказались — рынок оказался слишком мелким. Жаль, но, возможно, будет реализована другая идея — вернуть «Элекону» «народное» название «Седьмой завод».
Но делать это придется уже другому руководителю.
«Та заводская проходная…»
По информации «БИЗНЕС Online», гендиректором «Элекона» назначен Александр Колесов — сын гендиректора КРЭТ и шеф Максимова по «КАН Авто».
Заметим, что для Александра Николаевича (родился 10 марта 1986 года в Казани) это своего рода возвращение к истокам. В 2004-м он два последних месяца года был на «Элеконе» мастером (стажером) цеха №3, далее до сентября 2005-го — мастером цеха №48, потом — экономистом отдела материально-технического снабжения и комплектования. Словом, как в песне: вновь здравствуй «та заводская проходная, что в люди вывела меня»… А дальше началась автомобильная эпопея. В 2006–2014 годах Колесов-младший был генеральным директором ООО «КАН-АвтоВАЗ», начальником татарстанского управления региональных поставок дирекции по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию ОАО «АвтоВАЗ». С 2014 года — президент ООО «Управляющая компания КАН Авто». С 2010 года — депутат Казанской городской Думы, член фракции «Единая Россия», член постоянной комиссии по социально-экономическому развитию, предпринимательству и муниципальной собственности, член постоянной комиссии по делам молодежи, физкультуре и спорту. По образованию Колесов — финансист: окончил КФЭИ (2008 год), кандидат экономических наук.
«КАН Авто» под его руководством чувствует себя уверенно. В 2017 году продано 22 429 автомобилей (в 2016-м — 16 121). Годовой оборот по группе компаний — 17,4 млрд рублей (ранее — 11,7 млрд): рост — 48%. Постоянно открываются новые дилерские центры. В Казани по продажам новых автомобилей доля компании — 39%.
В составленном «БИЗНЕС Online» рейтинге-2017 доходов самых влиятельных людей РТ Колесов занял 1-е место — он задекларировал 703,4 млн рублей (годом ранее — «всего» 29,6 млн).
По данным источников «БИЗНЕС Online», на новом посту перед ним поставлено три главные задачи. Первая — масштабное техническое перевооружение «Элекона». Вторая — разработка и серийное производство новых изделий (отметим, что в 2017-м «Элекон» освоил производство новых изделий, например автоматического радиокомпаса и приемника-передатчика для вертолетов и самолетов). Третья — доведение средней зарплаты на предприятии до 50 тыс. рублей. Как не раз отмечалось, при всех рекордных оборотах и прибылях получают элеконовцы весьма скромно — в районе 28 тыс., что заметно ниже средней зарплаты по Татарстану.
И логичный вопрос: на кого оставляют «КАН Авто»? По нашим данным, и Колесов, и Максимов сохранят свои посты в компании на переходный период, как минимум на полгода.
«Ураев и Раковец проявили себя абсолютно достойно как руководители, работали на достаточно высоком уровне, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации промышленных предприятий РТ Александр Лаврентьев. — К примеру, Ураев принял завод в тяжелом положении, а теперь он нормально работает. Раковец прошел все как руководитель, а это огромное значение имеет. Причин отставки не знаю, но, видимо, Колесов хочет поближе к себе иметь квалифицированных специалистов — такие сегодня редкость».
Тимур Латыпов
По материалам: “Бизнес Online”