Голые любовницы, потеря невинности и яркая тревога самого дорогого художника
Эдвард Мунк — норвежский художник, чей «Крик» стал самым узнаваемым образом в искусстве и эмблемой экспрессионизма, а одна из версий произведения была продана в 2013 году за 120 миллионов долларов и стала на тот момент самой дорогой в мире картиной. Музей Мунка в Осло выложил в открытый доступ больше семи тысячи оцифрованных работ — в основном это графика и наброски к его главным произведениям, в которых живописец отражал знаковые для него темы любви, смерти и страха.
Мунк потерял нескольких близких людей, лечился в психиатрической больнице, имел несколько болезненных романов, страдал от панических атак и тяжело переживал потрясения, что нашло отражение в его тревожных ярких полотнах. Главные работы Эдварда Мунка — в галерее «Ленты.ру».
«Крик» — без сомнения, самая известная картина Мунка, а также один из наиболее узнаваемых образов в искусстве, которому даже посвящен символ эмодзи. «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил художник о поразившем его пейзаже, после которого он взялся за серию работ. Всего он создал семь версий, из них с названием «Крик» четыре (два маслом и две пастели). Искусствоведы до сих пор спорят о том, как трактовать фигуру из «Криков» — бесполое существо сравнивают со сперматозоидом, эмбрионом, скелетом и мумией, которую Мунк мог видеть в одном из музеев.
Картина «Три возраста женщины» (другие названия — «Женщина» и «Сфинкс») была создана около 1894 года, когда Мунк работал над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Работы из цикла располагались на четырех стенах, каждая из которых соответствовала одной из подтем. «Три возраста женщины» вошла в раздел «Расцвет и закат любви».
Серию «Девушки на мосту» Мунк начал на рубеже XIX и XX веков в городе Осгорстранне, где он проводил лето. Наброски художник делал с местных школьниц. Одна из версий «Девушек на мосту» находится в Пушкинском музее в Москве.
Изображение обнаженной Богородицы с распущенными волосами и прикрытыми в экстазе глазами вызвало скандал. У Мунка было несколько версий «Мадонны», причем на одной из них в углу был эмбрион, а на раме были изображены сперматозоиды. Предполагается, что художник пытался запечатлеть обобщенный момент зачатия, а Дева Мария для него предстает земной, близкой женщиной. Писал Мадонну он со своей бывшей любовницы, натурщицы Дагни Юль, которую называли «пожирательницей мужчин». «Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» — говорил Мунк.
«Танец жизни» — центральная работа в цикле «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Здесь, как и в «Сфинксе», женщина предстает в трех ипостасях — как юная дева, замужняя женщина и старуха. «В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключен и я, когда они танцевали…» — рассказывал Мунк историю создания картины.
«Пепел» входил в раздел «Расцвет и закат любви» из цикла «Фриз жизни» вместе с картиной «Три возраста женщины» — и обе работы перекликаются позой героинь, заложившими руки за голову. И если в той картине это, скорее, проявление эротизма, то здесь — жест отчаяния. У «Пепла», как у большинства знаковых работ Мунка, несколько версий, на одной из них он написал: «Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла», — и некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.
«Меланхолия» (другие названия — «Вечер», «Яппе на берегу» и «Ревность») стала одной из первых работ, в которой окончательно оформился стиль Мунка. Он изобразил своего друга Яппе, у которого в тот момент был болезненный роман с замужней женщиной. Считается, что он же изображен на нескольких картинах из серии «Крик», в том числе на первой версии, которая называлась «Настроение на закате» или «Отчание».
Двойственность картины, которая изначально называлась «Любовь и боль», описывается двумя цитатами Мунка. «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо», — говорил художник, по воспоминаниям его друга, о женившемся знакомом. Другая цитата — из дневников Мунка — тоже описывает происходящее на картине, но в другом свете: «Он опустил голову на ее грудь — он чувствовал, как кровь текла по её жилам — вслушивался в стук ее сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал ее поближе к себе». Искусствоведы в этой двойственности видят воплощение комплекса Мадонны и блудницы — сексуального комплекса, предполагающего разделение образа женщины как объекта заботы и полового партнера.
Автопортрет был закончен в 1943 году, незадолго до смерти Мунка — в последние годы он жил в оккупированной нацистами Норвегии в постоянной тревоге, и вероятно, чувствовал приближение конца. Он изобразил себя в переходном состоянии между болезнью и смертью, которую, вероятно, воплощает кровать, и то ли безвременьем, то ли вечностью, которые символизируют часы — без стрелок.
«Цыганская свадьба» — автопортрет Мунка 1925 года, себя он изобразил крайним слева. Другая версия картины называется «Автопортрет за свадебным столом», но на ней других гостей нет, а художник сидит в той же позе с бутылкой.
По материалам: “Lenta.ru”