И хотя все доказательства налицо, стать старше на 2 года ему пока не удается
В середине прошлого века к регистрации личных данных граждан СССР относились не самым ответственным образом. Паспортистки, оформляя документы, часто ошибались в датах рождения, именах и фамилиях посетителей. Как-то «МК» даже рассказывал о бабушке, которую в паспортном столе наградили имечком Милиция Васильевна. Просто родители попросили записать дочку Милой, а сотрудница переиначила имя на свой вкус.
Нашему герою по паспорту 80 лет. Однако сам Иван Григорьевич Овсянников утверждает, что он живет на свете 82 года. Путаница возникла в сельсовете в его родном селе. Почему-то в похозяйственной книге оказалась запись с неверным годом рождения. 17-летний юноша по документам помолодел на два года. Пока учился и работал, исправлять ошибку было некогда. Ближе к пенсии мужчина решил навести порядок в документах и исправить год рождения на настоящий, но столкнулся с бюрократическими препонами. Преодолеть их он не может до сих пор.
11 сентября 1935 года в селе Гатище (тогда это была Курская область, теперь — территория Липецкой области) в семье Овсянниковых родился десятый ребенок, Иван. Жили бедно, выживали за счет сельского хозяйства. Когда Ване было шесть лет, началась Великая Отечественная война. После освобождения села от первой оккупации семью Овсянниковых эвакуировали в Сибирь. Там у родителей родился последний, 13-й ребенок — девочка Галя. Вернуться домой они смогли в апреле 1944 года.
— В это страшное время погибли не только военнослужащие и местные жители, также были уничтожены разные документы на жителей нашего села, — вспоминает пенсионер. Но тогда у нас были куда более важные вещи, чем их восстановление.
В сентябре мальчик поступил в школу, где отучился 7 классов. По окончании ему выдали свидетельство с указанием даты рождения — 1935 год.
В 1952 году Ивану исполнилось 17, и он решил ехать в Москву — с работой в родном селе было очень плохо. Для переезда нужен был документ, удостоверяющий личность. Паспорт можно было оформить уже в 16 лет, но для этого требовалось свидетельство о рождении, которого у Овсянникова не было. Получить его было несложно, достаточно было обратиться в сельсовет. Что молодой человек и сделал.
Меж тем из всех документов в сельсовете оказалась только похозяйственная книга, которую наспех составили в 1946 году для оказания продовольственной помощи местным жителям.
Сотрудница заглянула в книгу и сообщила, что на бумаге годом рождения Ивана значится 1937-й, а не 1935-й, как он утверждал. Также была перепутана дата рождения и его младшей сестры. А матери и вовсе приписали лишние десять лет: вместо 1901 года рождения женщине присвоили 1891-й. Спорить юноша не осмелился, решил, будь что будет, и уехал в столицу официально 15-летним.
В Москве жизнь завертелась: училище, работа, женитьба, ребенок… О переоформлении документов Иван не думал. Единственное, когда пришел срок служить в армии, отправился в военкомат и честно признался, что на самом деле ему 18, а не 16, как написано в паспорте. В военкомате признание не оценили — выдали направление на обучение шоферскому делу и предложили вернуться через два года. Юноша так и сделал. За годы жизни в столице он свыкся с более молодым статусом и менять документы не спешил.
***
Как это ни странно, но в течение жизни Иван не попадал в ситуации, когда неправильная дата в документах ему бы в чем-то помешала. Он столкнулся с трудностями, только когда пришло время выходить на пенсию. СССР развалился, Ивана уволили с работы, с хорошей должности. Они с женой оказались в тяжелом финансовом положении. Если бы не это, Иван и не стал бы затевать разбирательства с возрастом. Но ситуация сложилась критическая: по факту ему исполнялось 60 лет, а по документам всего лишь 58 и до пенсии нужно было ждать еще два года. Тогда он решил действовать и отправился в Хорошевский ЗАГС.
— Так как документов, подтверждающих, что я родился в 35-м году, у меня не было (свидетельство об окончании школы с нужным годом не в счет), из ЗАГСА меня направили в суд, — рассказывает Иван Григорьевич. — А для суда мне нужно было собрать доказательства, на основании которых я смог бы просить изменить мой возраст в паспорте.
Мужчина поехал в родное село и узнал, что записи о факте его рождения нигде в официальных источниках не сохранились. А в похозяйственной книге значится все тот же неправильный год, 1937-й. Тогда Иван Григорьевич обратился за помощью в родную школу. Все-таки учился он соответственно возрасту, правда, окончил только 7 классов. В учебном учреждении вспомнили бывшего ученика и смогли восстановить данные о том периоде, когда он обучался. Действительно, по ним выходило, что мальчик родился в 1935 году.
Также Иван Григорьевич нашел двух своих учителей, которые письменно подтвердили факт его обучения и возраст. Нашлось у москвича и еще одно доказательство — военный билет, в котором указана дата вступления в комсомол: 1950 год. Но в организацию принимали только тех, кому уже исполнилось 14 лет и старше. Получается, что Иван не мог родиться в 1937-м, ведь тогда бы в 1950-м ему было только 13.
С набором этих документов Овсянников обратился в Хорошевский суд.
— Мне казалось, что мое дело очень простое, однако его растянули на многие месяцы: заседания постоянно переносили, я чувствовал, что заниматься моим делом не хотят, — вспоминает пенсионер. — Я даже достал архивную справку из Воловского района Липецкой области, что похозяйственная книга и книга записей актов гражданского состояния не являются аналогами.
Решение судьи мужчину изумило: в удовлетворении иска ему отказали. Причем с надуманными мотивами. Судья усомнилась, что в школе действительно смогли вспомнить ученика полувековой давности. Овсянникова заподозрили в том, что он просто захотел пораньше оформить пенсию. Показания свидетелей тоже не учли.
— Меня больше всего возмутило, как в суде обошлись с учителями, которые за меня поручились, — объясняет Иван Григорьевич. — Одна из них Анастасия Пикалова, разведчица, обладательница многих наград, добровольно ушла на фронт. Судья же мотивировала отказ словами: «Учитывая личности свидетелей…» А что не так с их личностями? Этого мне никто не объяснил.
Недавно Иван Григорьевич снова решил попытать счастья и вновь обратился в загс по месту жительства. Сейчас он руководствовался исключительно принципом.
Однако и теперь ему отказали в исправлении, ссылаясь на подобное решение от 1994 года. Из загса пришел ответ, что основания для принятия нового заявления о внесении изменений отсутствуют. Хотя Гражданский кодекс РФ полностью на стороне пенсионера. Статья 47, пункт 3, гласит, что «исправления и изменения записей актов гражданского состояния производятся при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами». И если в первую попытку его просьбу действительно могли расценить как желание раньше выйти на пенсию, то сегодня у мужчины нет цели, которая может быть расценена как корыстная. На государственном бюджете изменение возраста пенсионера уже никак не отразится.
Мы обратились за помощью в Управление ЗАГС Москвы. В пресс-службе пояснили, что восстановить документы с такими исходными данными действительно не так просто. Но возможно. Начать путь нужно с визита на родину. Однако сам Иван Григорьевич не уверен, что найдет в себе силы доехать до села Гатище. А ведь, казалось бы, чего проще — разрешить пенсионеру такую мелочь: стать на два года старше.
Комментарий пресс-службы Управления ЗАГС Москвы:
Отдел ЗАГС вправе рассматривать заявление о внесении изменений в актовую запись о рождении при наличии документально подтвержденных оснований. Также отдел ЗАГС должен запрашивать копию записи акта о рождении по месту регистрации рождения. Это документ, в который будут вноситься изменения и который содержит верную или неверную (как утверждает гражданин) дату рождения. И на основании записи акта о рождении выдается свидетельство о рождении.
Записи акта о рождении физически нет, она утрачена. Вопросом ее восстановления ни в 1952 году, ни в последующие годы гражданин не занимался. Восстановление записи акта о рождении производится органом ЗАГС по месту ее первоначального составления на основании решения суда.
Поэтому сейчас гражданину можно посоветовать обратиться в суд для восстановления записи акта о рождении. В том числе суд может рассмотреть вопрос о дате рождения.
До обращения в суд гражданину нужно получить извещение об отсутствии записи акта гражданского состояния (записи акта о рождении) по форме 35 в архивах органов ЗАГС Липецкой области. Это извещение будет основанием для обращения в суд по вопросу восстановления записи акта о рождении.
По материалам: “MK.RU”