Курской прокуратуре не удалось лишить мандата бывшего чиновника
Курская облдума проявила необычную принципиальность в защите депутата от КПРФ. Заксобрание отказалось по требованию областной прокуратуры лишить мандата бывшего вице-губернатора по политике Игоря Астапова, у жены которого обнаружены незадекларированные сделки с 27 квартирами. Парламентарии заявили о незначительности нарушения и отметили заслуги господина Астапова в доставке в область «подлинной иконы “Знамение”». Доводы прокурора о том, что закон един для всех, на депутатов не подействовали.
Депутат Курской облдумы от КПРФ Игорь Астапов давно находится под прицелом прокуратуры. По словам прокурора области Алексея Цуканова, весной 2017 года сотрудники ведомства обнаружили, что жена депутата в 2016 году приобрела 27 квартир общей стоимостью около 38 млн руб. «Это превышает совокупный доход семьи за три года, предшествующие отчетному периоду. В целях сокрытия доходов в конце 2016 года квартиры были отчуждены. Это основание для досрочного прекращения полномочий депутата. Более того, это будет единственное законное решение, ведь никаких альтернатив этой мере нет»,— подчеркнул прокурор. Он напомнил, что вопрос о лишении полномочий Игоря Астапова встает не впервые. Прокуратура в 2017 году обратилась в облдуму с соответствующим представлением, но в заксобрании его рассматривать отказались, объяснив это тем, что господин Астапов в срок представил декларации, а карается, по версии депутатов, не недостоверность информации в них, а лишь ее несвоевременное представление. Облпрокуратура с этим не согласилась и через суд вынудиладуму рассмотреть лишение Игоря Астапова мандата.
Депутаты пытались защитить коллегу. Представитель ЛДПР Владимир Федоров предположил, что господин Астапов мог запутаться в требованиях закона. Прокурор в ответ напомнил, что депутаты — законодатели и «должны показывать пример». «Откуда он взял эти 38 млн? Они честные? Покажи, мы проверим и подтвердим это…
Если заксобрание не исполняет закон, то что можно делать простым клеркам и служащим?» — вопрошал прокурор.
Коммунист Сергей Васильев сообщил, что Игорь Астапов «в первую очередь человек, а уже потом депутат»: «У него есть жена, и квартиры записаны были на нее. Я знаю семьи, где жена — в списке Forbes, а муж — министр, замминистра ничего про это не знают и живут на свои 3 млн руб. в год. Если бы он свое не указал, я бы и выступать не стал. А тут жена!» Прокурор ответил, что не хочет вдаваться в семейную жизнь господина Астапова, а лишь требует исполнения закона. Глава фракции КПРФ Александр Анпилов напомнил, что его коллега имеет множество заслуг, среди которых назвал работу в Сеймском округе Курска и организацию доставки в Курскую область знаковой для региона православной иконы «Знамение».
«Моя супруга не обязана была заполнять формы, отсутствие информации в которых мне теперь вменяют»,— считает он. Происхождение квартир он объяснил так: «Я являлся заместителем гендиректора завода КПД (крупнейший застройщик Курска.— “Ъ”), с 1995 года эти акции покупались. А я ездил все это время на “Волге”». По словам депутата, «потом акции были переведены на жену», так как он «работал в администрации (был заместителем губернатора по политике.— “Ъ”), так надо было». «Эти акции с 2006 года декларировались в облдуме. Это почти 4% уставного капитала КПД, которые мне потом просто вернулись! Продав квартиры, моя жена даже показала часть этой суммы в декларации!» — заверил господин Астапов.
«Ему был дан месяц на исправление ситуации, он этого не сделал»,— сообщил Алексей Цуканов. Однако депутаты его не поддержали: лишь четверо проголосовали за лишение господина Астапова полномочий при 22 против и трех воздержавшихся. В прокуратуре не говорят, будут ли продолжать борьбу за лишение господина Астапова мандата.
Опрошенные “Ъ” депутаты и чиновники поясняют, что, поскольку Игорь Астапов работал вице-губернатором по «политике», он «знает многих думских и административных старожилов и они активно знают его». «А своих сдавать тут не принято»,— объяснил собеседник “Ъ”. Кроме того, у депутатов «перед глазами пример одного из уральских регионов, когда они сдали одного, а вскоре прокурор потребовал “обезмандатить” сразу 17 человек».
Всеволод Инютин
По материалам: “Коммерсантъ”